Исследовательское обучение для развития талантов

Современное общество требует от человека умения самостоятельно добывать знания и применять их в конкретной ситуации, поэтому одной из главных задач, стоящих перед школой сегодня, является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, нацеленной на саморазвитие и самореализацию. Каждому из нас необходимо уметь оперировать полученными знаниями в незнакомой ситуации, продуктивно работать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Все эти качества помогает сформировать исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

* развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

* формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

* выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

* формирование целеустремленности и системности в учебной деятельности;

* помощь в профессиональной ориентации;

* самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Я занимаюсь организацией исследовательской деятельности учащихся несколько лет, но уже могу сделать однозначный вывод: детям нравится ощущать себя первооткрывателями. Новый необычный способ добывания знаний сначала удивляет, а затем захватывает и увлекает в мир неизвестного. Первые результаты уже есть: научно-исследовательская работа учащейся Полины Амбражевич “Значение и происхождение фамилий учащихся” заняла 1-е место на районной научно-практической конференции и 2-е место на межрегиональной научно-практической конференции. Работа этой же учащейся “Наименования цвета в рекламе” стала второй на районной научно-практической конференции.

Первая научно-исследовательская работа Полины была посвящена изучению особенностей происхождения и значения фамилий учащихся класса. Кроме этого, учащаяся провела классификацию фамилий по нескольким параметрам. В заключение был проведен и фоносемантический анализ изучаемых фамилий. Как известно, каждый звук или сочетание звуков производят определенное впечатление на слушателя. Советский ученый А.П.Журавлев с помощью опроса огромного количества людей определил характеристики каждого звука русской речи, а именно каким он является по 25 шкалам: хорошим или плохим, радостным или печальным, добрым или злым, большим или маленьким и так далее. На основании этих данных была создана компьютерная программа, которая производит фоносемантический анализ слов (имен, фамилий, названий). С ее помощью были проанализированы изучаемые фамилии. Оказалось, что фамилия Миранович обладает такими качествами, как “добрый, короткий, нежный, безопасный”, а фамилия Жуковский — “шероховатый, страшный, злой, низменный”. Интересно не только то, как — хорошо или плохо — звучит фамилия, но и то, что результат анализа в некоторых случаях совпал со значением фамилии. Каждому ученику хотелось узнать о своей фамилии, поэтому Полина выступила перед классом с докладом на данную тему. Полученные в результате исследования сведения были собраны в словаре, который является приложением к работе и может быть использован на уроках русского и белорусского языков, истории, в качестве тем классных часов, факультативных занятий.

В ходе следующего исследования (“Наименования цвета в рекламе”) учащаяся изучила особенности образования и значения наименований цвета, встречающихся в пяти рекламных каталогах косметики разных годов выпуска. Все наименования цвета были разделены на пять больших групп. По результатам исследования был составлен “Каталог наименований цвета”, который имеет практическое применение на уроках русского и иностранных языков, на факультативных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Победы вдохновляют детей на новые открытия, поэтому мы не собираемся останавливаться на достигнутом, а продолжаем активно трудиться в этом направлении. Конечно, организация исследовательской деятельности — процесс комплексный и трудоемкий. Я считаю, что исследовательская деятельность не должна заключаться лишь в индивидуальной работе с одаренными учащимися. Современные образовательные технологии позволяют применять элементы исследовательской работы на уроках. Это может быть поэтапная работа из урока в урок, групповая и коллективная работа по ранее намеченному плану, а также самостоятельная индивидуальная работа. Часто я использую задания исследовательского характера в урочной деятельности учащихся, прежде всего на уроках русского языка. Выполнение подобных заданий способствует повышению познавательной активности учащихся, развитию их творческих способностей, пробуждает интерес к предмету, расширяет лингвистический кругозор.

Принято отличать собственно исследование, направленное на открытие объективно нового знания, от учебного исследования, которое средствами научного познания приводит учащегося к субъективному открытию знания, полученного учёными ранее. Исследовательское обучение на уроках разумно строить на заданиях учебно-исследовательского характера. Такое обучение способствует и подготовке к непосредственно научно-исследовательской работе. На уроках русского языка можно отрабатывать такие этапы исследовательской деятельности, как постановка проблемы, сбор языкового материала, анализ способов описания и методов анализа материала, собственно анализ материала. Исследовательские задания моделируют исследовательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы.

Приведу примеры заданий исследовательского характера, которые я предлагаю учащимся на разных этапах подготовки к учебным занятиям и во время их проведения.

1. Сбор языкового материала

* Найдите как можно больше субстантивированных прилагательных и причастий в русском языке.

* Найдите в русском языке лексические единицы, связанные со словом terra (лат.) — “земля”. Будет ли находиться в этом ряду слово “террор”?

* Какие слова появились в русском языке в последние 2—3 года?

Сбор языкового материала в заданиях этого типа выступает как средство закрепления знаний и умений, не ведет к обнаружению новой информации и имеет лишь весьма опосредованное отношение к исследовательской деятельности. Но такого рода задания полезны и увлекательны.

Чтобы обеспечить выход на новую информацию, задание должно быть проблемным, то есть допускающим различные версии.

* “В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи”. Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.

* “В русских словах приставка не может стоять после корня”. Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.

* “В русском слове не может быть два одинаковых суффикса”. Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.

Целью поиска языковых фактов в заданиях этого типа является ответ на проблемный вопрос.

2. Анализ способов описания

В старших классах весьма уместны задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему.

* Четыре студента-филолога до начала занятий решили сверить домашнее задание. Оказалось, что они по-разному разобрали слово “следовательно”: cлед-ова-тель-н-о; след-ова-тель-но; след-ова-тельн-о; след-ова-тельно. Каждый готов был доказывать правильность своего разбора. Какие аргументы привел каждый из них? Кто из них разобрал слово “подберезовик” так: под-берез-овик.

* Каковы морфологические признаки слов “один”, “три”, “десять”, “тысяча”, “миллион”? К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос?

* Каковы морфологические признаки слов “мы”, “наш”, “любой”, “где-то”?

К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос?

3. Анализ языкового материала

Отличительной чертой исследовательских заданий по анализу материала является выход на новую информацию. Поэтому думается, что исследовательские задания здесь более уместны не на стадии закрепления, а на стадии введения новой темы, то есть они предшествуют объяснению нового материала или проблемной беседе. Таковы задания по элементарному первичному анализу языкового материала с последующей дискуссией.

* Запишите примеры: неплохо — не плохо; небольшой — не большой; недруг — не друг.

В чем разница в значении частицы НЕ и приставки НЕ-?

* Запишите примеры слов, образованных сложением сокращенных основ (аббревиацией): СНГ, БГУ, ГАИ, ЦУМ, вуз, подлодка, стенгазета, завмаг, Минфин.

Сколько типов аббревиатур можно выделить?

* Групповое задание. Понаблюдайте за положением органов артикуляции (языка, губ) при произнесении русских ударных гласных, выявите 2—3 дифференциальных (отличительных) признака и на их основании составьте классификацию гласных.

Я привела различные варианты исследовательских упражнений, моделирующих исследование в виде, свернутом до трех этапов. Но можно предложить учащимся упражнения, которые будут более полно моделировать цикл исследовательской деятельности, например, разработать исследовательские задания по сбору языкового материала с последующим его анализом и выходом на проблему.

* Подберите и запишите 7 слов, наиболее сложных для словообразовательного разбора.

В классе эти слова будет разбирать сосед по парте. После самопроверки пара выбирает из своих 14 слов 5 наиболее сложных и неоднозначных и обменивается новым списком с другой парой. Проводится самопроверка. Все случаи, в которых четверка не достигла консенсуса, выписываются на доску. С большой вероятностью выявленный проблемный материал будет выводить на некоторые из следующих тем: морфонологические чередования, опрощение, непродуктивные и уникальные аффиксы, наложение морфем, усечение производящей основы как сопровождающий процесс, связанные корни. Таким образом, анализ материала ведет к выявлению проблемного поля. Способ решения возникших проблем будет зависеть от учителя и возможностей учащихся (объяснение, проблемная беседа, исследование). Одну из выявленных таким образом проблем можно оформить как индивидуальную или групповую исследовательскую работу.

В своей практике преподавания русского языка я использую задания исследовательского характера не только как элементы учебного занятия, но также организую исследовательскую деятельность на протяжении всего урока.

Я считаю, что исследовательская деятельность учащихся помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нем неподдельный интерес к получению новых знаний, дает возможность проявиться всем лучшим качествам в нем, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель моей педагогической деятельности.

Юлия АНДРУШОЙТЬ,
учитель русского языка и литературы средней школы № 3 Ошмян.