В экспедицию открытий — с активной оценкой

Как добиться того, чтобы каждый учащийся действительно стал активным участником экспедиции открытий? На этот вопрос я нашла ответ, посетив в АПО лекции профессора кафедры педагогики и менеджмента в образовании, кандидата педагогических наук, доцента Николая Ивановича Запрудского на тему “Проектирование урока с использованием стратегий активной оценки”. А его книга “Современные школьные технологии 3” стала настольной не только для меня, но и для всех педагогов средней школы № 13 Слуцка.

Именно стратегии активной оценки стали для меня теми инструментами, которые уже 3 года являются главным средством повышения академической успешности учащихся, осуществления рефлексии деятельности на уроках русского языка и литературы.

Активная оценка позволяет осуществлять компетентностный подход на уроках русского языка:

— учит познавать (работать над общими учебными умениями и навыками, развивать вкус к исследовательской деятельности и овладевать исследовательскими умениями, формировать интеллектуальную и информационную культуру);

— действовать (использовать знания на практике, применять их к решению теоретических проблем; уметь справляться с различными ситуациями; развивать системное, критическое мышление);

— работать (стремиться к лидерству, т.к. лидеры — профессионалы; уметь организовать вокруг себя людей, уметь им сопереживать, быть готовым оказать помощь);

— жить вместе (принимать и понимать другого; формировать коммуникативную культуру);

— жить в ладу с самим собой (строить траектории собственного развития; формировать рефлексивную культуру).

Итак, начнем с рефлексии настроения и эмоционального состояния, без которых невозможно проектирование урока с активной оценкой.

Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, это способствует развитию мотиваций и центров саморегуляции.

Задача на этом этапе — создать такие условия, чтобы обучающиеся захотели обсуждать учебные материалы или свою деятельность. Эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации. Например:

Или выбирают фразы:

Анализ ситуации будущего занятия (входной контроль) я провожу всегда с помощью экспресс-диагностики, например:

Тест по теме “Имя существительное”

1. Укажите собирательные существительные:

а) скамейка;                          г) потоп;

б) толпа;                                д) пояс.

в) народ;

2. Укажите одушевленные существительные:

а) генералитет;                    г) пешка;

б) кикимора;                        д) бубна.

в) выставка;

Проектирование урока по методике “Активная оценка” невозможно без постановки обучающей цели и записи ее на языке учащихся.

Рефлексия в этом случае — не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности.

На уроке по теме “Имя существительное” (1 урок) планируется, что к концу урока я:

1) смогу находить имена существительные в тексте;

2) определять 3 морфологических признака существительных (род, число, падеж); 2 синтаксические функции (подлежащее, дополнение);

3) успешно выполню диагностический тест. (По ходу учебного занятия можно обращаться к цели на каждом этапе деятельности учащихся.)

Построение проблемного поля требует от учителя решения следующей задачи: создать проблемную ситуацию для осмысления учениками темы урока, определения задач деятельности, сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу, создать благоприятную эмоциональную атмосферу для работы на уроке.

Прием “Задачи” — один из самых эффективных на любом уроке, так как я предлагаю учащимся определить задачи, опираясь на ключевые слова:

Вспомним…

Сравним…

Научимся…

Создадим… (По ходу учебного занятия обращаемся к задачам и убираем их по ходу выполнения.)

Построить алгоритм  работы на уроке помогают критерии оценки — “На что буду обращать внимание”. Можно создать шкатулку для разных видов деятельности.

Например, критерии пяти “П”. Ответ должен быть:

1. Правильным.

2. Полным.

3. Последовательным.

4. Примеры.

5. Пояснения к примерам.

На операционно-познавательном этапе деятельности на уроке по теме “Имя существительное” можно использовать и  интеллектуальную рефлексию, которая предполагает осмысление процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий на операционно-познавательном этапе.

Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности, овладения учащимися понятиями предметного содержания урока, приобретения опыта применения соответствующих знаний и умений на практике.

Пример: деятельность на уроке будет успешной, если вы:

1) сможете находить существительные в тексте, помня о том, что оно обозначает предмет;

2) сможете назвать основные морфологические признаки (минимум 3);

3) будете знать 2 синтаксические функции существительного, приводить примеры.

(По ходу учебного занятия можно обращаться как к цели, так и критериям оценки.)

Нельзя обойтись и без ключевых вопросов. Это вопросы, которые показывают учащимся более широкий контекст темы; мотивируют выделять главную мысль, искать ответы, интересоваться учением.

Пример: справедливо ли утверждение Льва Васильевича Успенского, что “имя существительное — хлеб языка”?

К.Г.Паустовский утверждал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Так ли это?

Каждый урок русского языка — это и предоставление обратной связи учащимся как осуществление рефлексии деятельности. Четыре элемента, наиболее часто используемые на уроке русского языка:  

— определение и выделение положительных элементов в работе ученика [++];

— обращение внимания на то, что ученику желательно улучшить или над чем поработать дополнительно [-];

— подсказки, как ученик может улучшить свою работу [∆];

— подсказки, в каком направлении ученик должен работать дальше [­].

Обратная связь  неотделима от критериев оценки.

Метод взаимооценки и самооценки позволяет стать учащимся активными участниками образовательного процесса. Самооценка позволяет найти ответ на вопрос “Что я знаю и над чем мне еще надо поработать?”. Данные методы способствуют рефлексии, дают возможность осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, искать наиболее рациональные. Этот вид рефлексивной деятельности использую на этапе проверки домашнего задания. Его применение в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Урок по методике активной оценки невозможен без выходного контроля, который помогает осуществлять рефлексию деятельности. При проверке усвоения знаний я часто использую методику “Катер” (для выявления проблем и способов их решения). Например: возьмите катер. Подумайте и напишите на якорях те проблемы, которые мешают катеру отправиться в плавание. Презентуйте полученные результаты.

Очень нравится учащимся рефлексия “Я завтра. Я сегодня”.

Я сегодня   Варианты ответа   Я завтра   Варианты ответа  
открыл,   что…   смогу   найти…  
узнал,   как…   создам   текст…  
понял,   как…   освою   приемы…  
увидел,   что…   определю   алгоритм…  
осознал,   что…   займусь   теорией…  
выяснил,   как…   исследую   особенности…  

Пришла к выводу, что использование активной оценки в осуществлении рефлексии деятельности учащихся на уроках русского языка — важнейшее условие эффективного обучения, роста качества знаний (средний балл по учебному предмету “Русский язык и литература” по итогам 2018/2019 учебного года равен 7,54).

Татьяна СЕЛЬВАНОВИЧ,
учитель русского языка и литературы средней школы № 13 Слуцка.