Через игру к познанию

Развивать познавательный интерес учащихся на уроках можно через использование игровых приемов. На уроках географии учащиеся 6-­х классов знакомятся с основными географическими понятиями.  Процесс формирования понятий рассматривается как развитие мышления, как движение от неполных, бессистемных знаний к знаниям более полным и глубоким.

На этапе актуализации знаний использую приемы “Эстафета”, “Закончи предложение”, “Потому что?” и др. Они позволяют быстро повторить, вспомнить и закрепить изученный материал.

Прием “Эстафета”

Каждому ряду учащихся предлагается карточка, на которой написано несколько вопросов. Карточка передается от парты к парте. Каждая пара учащихся отвечает на 1 вопрос. Количество вопросов соответствует количеству пар учащихся на ряду.

Тема: “Внешние силы Земли. Выветривание”

1-я карточка

1. Подземные толчки и резкие колебания земной поверхности — это … .

2. Место возникновения глубинных разрывов и подземных толчков называют … .

2-я карточка

1. Совокупность процессов и явлений, связанных с поднятием магмы из недр Земли и выходом ее на земную поверхность при вулканических извержениях, — это … .

2. Поднятие над каналами и трещинами в земной коре, по которым поднимается на поверхность и извергается магма, — это … .

3-я карточка

1. Частые землетрясения и наибольшее количество вулканов приурочены к подвижным областям Земли — … .

2. Территории с регулярными землетрясениями называются … .

С целью развития творческих способностей учащихся при проверке домашнего задания использую дидактические приемы “Магический квадрат”, “Кроссворд”, “Логические пары” и др., а также “Вопросы знатока”. Желающий стать знатоком отвечает на вопросы по теме домашнего задания. При этом вопросы для знатока предлагаю учащимся подготовить самостоятельно.

Прием “Магический квадрат”

Найдите слова, из оставшихся букв сложите термин и дайте их определение.

Тема: “Поверхностные воды. Реки”

ПУИСТ
ОЙОЛО
АМЕСК
РТЬУВ
УСКРА

1. Найти четыре термина.

2. Из оставшихся букв сложить пятый термин, относящийся к изученной теме.

Термины: исток, устье, русло, пойма.

Пятый термин — рукав.

Прием “Логическая пара”

Найдите соответствие между терминами и их формулировкой.

Тема: “Воды суши. Подземные воды”

1. Волны. 2. Гидросфера. 3. Океаническое течение. 4. Соленость. 5. Мировой океан.

а) Водная оболочка Земли, объединяющая воды Мирового океана, воды суши, водяной пар, атмосфера и почвенные воды; б) непрерывное водное пространство вне суши; в) количество солей, растворенное в 1 кг воды; г) колебательные движения воды в Мировом океане, вызванные ветром; д) горизонтальное перемещение масс воды в Мировом океане.

На этапе целеполагания и мотивации уместно использование таких приемов, как “Практичность теории”, “Отсроченное решение”, “Удивляйся”. Задача — заинтересовать учащихся, стимулировать желание получать новые знания.

Прием “Практичность теории”

Учитель вводит в теорию через практическую задачу, полезность решения которой очевидна.

Тема: “Стороны горизонта. Компас. Азимут”

Разыгрывается фрагмент сказки “Цветик-семицветик”.

Действующие лица: учитель, девочка Женя.

Учитель. Здравствуй, Женя! Ты почему такая грустная?

Женя. Я заблудилась! Мама послала меня в булочную, и я зашла на незнакомую улицу. Там я встретила добрую старушку, которая подарила мне волшебный цветок. Этот цветок исполняет желания, надо только проговорить волшебную фразу: “Лети, лети, цветок, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели…”. Я могу загадать желание, но я не знаю, как объяснить, где я хочу оказаться! Что же мне делать?

Учитель. Женя, тебе очень повезло, мы с ребятами как раз сегодня будем знакомиться с различными способами ориентирования. Ребята, поможем Жене разобраться и найти способ вернуться домой?

Необходимо отметить, что роль дидактических приемов на уроках заключается не только в том, чтобы способствовать закреплению знаний, развитию интереса к учебной деятельности и предмету изучения, снятию напряжения. На этапе изучения нового материала использую такие приемы, как “Заочное путешествие”, “Слепой текст”, “Перевертыш”, выполнение которых позволяет совершенствовать читательскую грамотность учащихся.

Прием “Заочное путешествие”

Пользуясь текстом учебного пособия (стр. 78—81), учащиеся заполняют “Путевой дневник”.

Тема: “Рельеф дна Мирового океана”

Формы рельефа дна Мирового океана

Рельеф днаФормыГлубина, мОсобенности
Подводная окраина материкаШельф  
Материковый склон  
Материковое подножье  
Ложе океанаГлубоководные котловины  
Подводные хребты  
Вулканические горы  
Переходные зоныОстровные дуги  
Глубоководные желоба  
Котловины окраинных морей  
Серединно-океанический хребет  

С целью развития умений устанавливать причинные связи использую прием-предположение “Потому что…” или “Что было бы, если?..”. Например, при изучении темы “Климат и климатообразующие факторы” задаю вопросы:

1. Прогноз погоды передают несколько раз в день, потому что…

2. Смена погоды влияет на самочувствие человека, потому что…

3. Сегодня главными помощниками синоптиков являются радиобуи, радиозонды, искусственные спутники, потому что…

Прием “Перевертыш”

Из “перевертыша” составьте и запишите необходимое по смыслу слово.

Тема: “Гидросфера. Мировой океан и его части”

Сонность — количество солей, растворенных в 1 кг воды. Соленость измеряется в помирлле. Средняя соленость Мирового океана равна 53‰. Это означает, что в 1 кг морской воды содержится 35 г солей. Самое соленое Красное море (до 47‰). Распределение солености вод Мирового океана закономерно и зависит от факторов: ресипания, притока нечрых вод, атмосферных одасков, янитая льда, нитечей. В тропических широтах соленость ковысая. Наименьшая соленость в нырляпох широтах. Соленость глубинных вод океана станабиль — 35‰.

На этапе закрепления материала использую “Морской бой”, “Да-нетки”, “Паутину”.

Прием “Морской бой”

На пересечении порядкового номера вопроса и выбранного варианта ответа поставьте звездочку.

Тема: “Влажность воздуха. Атмосферные осадки”

 абвг
1   *
2  * 
3 *  
4*   

1. Для измерения осадков используют прибор:

а) гигрометр, б) барометр, в) термометр, г) осадкомер.

2. Количество осадков — это толщина слоя выпавшей воды в: а) метрах, б) сантиметрах, в) миллиметрах, г) литрах.

3. Максимальное количество осадков приходится на: а) области высокого давления, б) области низкого давления, в) умеренные широты, г) полярные широты.

4. Линии, соединяющие на карте токи с равным количеством осадков: а) изогиеты, б) изотермы, в) изобаты, г) изогипсы. 

Прием “Паутина”

Вставьте в предложения слова: атмосфера, защищает, других оболочек, азот, газов, водяной пар, углекислый газ, кислород, примеси.

Тема: “Состав и строение атмосферы”

…  — воздушная оболочка Земли. Воздух — это смесь … . Главные компоненты воздуха — … , …  и … . Также в атмосфере могут быть примеси: … , кристаллы льда и морской соли, сажа, пыль, вулканический пепел, пыльца растений, микроорганизмы. Примеси в атмосферу попадают из … . Атмосфера простирается от земной поверхности до высоты 1000—1200 км и … Землю от небесных тел.

Дидактические приемы способствуют развитию у учащихся познавательного интереса к изучению предмета, а также формируют такие процессы, как мышление, сравнение, анализ, синтез.

Данута ЛАПИНА,
учитель географии средней школы № 16 Лиды.