Проведение уроков с использованием дидактических игр, сказочных сюжетов, информационных технологий свидетельствует о стремлении учителей разнообразить жизнь школьника, вызвать интерес к познавательному общению, уроку, школе, удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.
Конечно, из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: они хороши лишь как разрядка, праздник для учащихся, однако каждому учителю необходимо найти место для подобных занятий в своей работе.
стараюсь наполнить уроки конкретными фактами, яркими образами и, сделав их более содержательными, разнообразными и занимательными, соединить математику с окружающим миром.
В работе по математике большое место занимают дидактические игры, то есть игры, содержание которых способствует развитию отдельных мыслительных операций, освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета. Целенаправленное включение игры в тот или иной вид работы повышает интерес детей к этой работе, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Игра делает отдельные элементы по математике эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой: красоту древней легенды, включающей задачу, драматизацию математического задания, наконец, стройность мысли при решении логической задачи.
Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе работы по математике, она не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
В настоящее время общепризнанно, что усвоение знаний и формирование умений у детей будет более успешным, если проводить обучение в условиях, повышающих их мыслительную активность. С этой целью я использую дидактические материалы с ярко выраженной практической направленностью.
Например, в процессе изучения обыкновенных дробей можно использовать следующие занимательные упражнения:
1. Раздели яблоко на четырех друзей поровну. Какую часть яблока получит каждый друг? Обозначь эту часть дробью.
2. Отогни 1/4 часть картонного листа для изготовления коробки.
3. Отмерь для теста 2/3 стакана сахара.
4. Заполни литровую банку водой на указанную часть объема:
а) 1/3; б) 1/2; в) 2/3; г) 1/4; д) 3/4.
5. Отрежь от тесьмы длиной 1 метр 2/5 части. Какова длина отрезанной части тесьмы в сантиметрах?
6. На пакете с киселем написан способ приготовления: содержимое пакета нужно тщательно размешать в 1/2 стакана холодной воды. Затем, помешивая, влить 31/2 стакана горячей воды и довести до кипения. Вычислите, сколько всего стаканов воды потребуется для приготовления этого киселя.
Чтобы развить интерес у учащихся к математике, полезно использовать в учебном процессе занимательные задания для решения различных дидактических целей: активации имеющегося у учащихся опыта; повторения изученного материала; закрепления нового материала; обобщения, систематизации и дифференцировки знаний; выполнения самостоятельной работы и пр.
При изучении темы “Десятичные дроби” можно использовать игру “В мире животных”.
В нашей стране водится много бобров. Бобер — крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает плотины длиной 5—6 м. Ваша задача — узнать длину тела бобра (в дм). Вам поможет волшебный квадрат.
1. Из первой строки выберите наименьшее число.
2. Из второй строки выберите наибольшее число.
3. Из третьей строки — не наименьшее и не наибольшее число.
4. Найдите сумму выбранных чисел, и вы получите ответ на вопрос. 3,6 + 2,7 + 3,7 = 10 дм (длина бобра).
5. Сколько это см? Сколько м?
6. Сравните длину тела бобра со своим ростом.
Очень ценятся мех и кожа бобра. Из жира бобра изготавливают лекарства. Узнайте, сколько стоит 100 г жира бобра. Ответить поможет вам блок-схема.
Бобер — отличный пловец и ныряльщик. Несколько минут он может находиться под водой.
1. В строки таблицы внесите названия чисел: 900, 600, 1000, 500.
2. В одном из столбцов прочитайте название числа, указав, сколько минут бобер может находиться под водой.
3. 5 мин — это сколько секунд?
4. Какую часть 5 минут составляет от 1 часа?
5,9 | 6,3 | 3,6 |
2,3 | 2,7 | 0 |
3,7 | 4,1 | 1,4 |
На земном шаре обитают птицы — безошибочные составители прогноза погоды на лето. Они из песка строят гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, если засушливым — то более низкими. Название этих птиц зашифровано примерами.
4,5:1,8; 3,15:0,15; 4,2:2,8; 36:0,08; 21:0,15; 60:2,5; 4,25:2,5; 490:14.
Заменив частные буквами, вы прочтете название птиц-метеорологов.
1,7 | 1,5 | 140 | 2,5 | 24 | 45 | 21 | 35 |
Г | А | И | Ф | Н | М | Л | О |
Ответ: фламинго.
Можно ученикам предложить проанализировать математические идеи и термины, содержащиеся в произведениях известных писателей и поэтов.
Геометрия, 9 класс: Тема: “Окружность. Уравнение окружности”.
У лукоморья дуб зеленый,
Злотая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом.
Всем известны эти пушкинские строки. А задумывались ли вы над тем, какую линию описывает кот при своем движении?
Ответ: так как цепь всё время наматывается или сматывается с дуба так, что она натянута и образует касательные к окружности ствола, ее концы описывают линию, которая называется эвольвентой окружности; так что кот не зря назван Пушкиным ученым, он знаком с линией, изучаемой в вузе.
Математика, 6 класс. Тема: “Отношения и пропорции”.
Какое число зашифровано в этом стихотворении?
22 совы скучали
На больших сухих суках,
22 совы мечтали
О семи больших мышах,
О мышах довольно юрких
В аккуратных серых шкурках.
Слюнки капали с усов
У огромных серых сов.
Ответ: архимедово число, приблизительно равно 22/7.
Я считаю, что в процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают ученики. Различные знания и новые сведения ученик получает свободно. То, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойство предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их внимание, мышление, творческое воображение.
София НОВОГРОДСКАЯ,
учитель математики средней школы № 14 Лиды Гродненской области.
Фото Натальи КОЛЯДИЧ.