Мудрый писатель и философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень сказал: “Мозг, хорошо устроенный, стоит дороже, чем мозг, хорошо наполненный”. И правда, задумывались ли вы когда-нибудь, почему вашим сверстникам, коллегам по работе удается гораздо быстрее решить тяжело сложившуюся ситуацию, дать ответ на быстро поставленный вопрос, в то время как вы еще не успели понять, чего же от вас хотят? Реализация принципа метапредметности, заключающегося в переходе от школы информационного потока к школе жизни, позволит научить ребенка находить знания и умело использовать их.
Как сделать так, чтобы новая информация имела смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно учащемуся для жизни? На мой взгляд, в этом поможет освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.
Метапредметность в педагогике означает состояние постоянного изменения, самореализации учащегося, развития его качеств. Метапредметность соединяет в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Именно метапредметные результаты будут связывать воедино все предметы и помогать учащимся осваивать большой объем информации.
Метапредметный подход подразумевает осмысление важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся предметных способностей, использование способа открытия знаний на разном учебном материале (повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности. Метапредметный урок — это урок, це лью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося. Такой урок выстраивается вокруг мыследеятельностной организованности, составляющими которой являются знание, проблема, задача, смысл, категория.
В работе я использую следующие формы метапредметного урока: ролевая игра, путешествие, проблемная лекция, творческая и проектная мастерская, конференция, поэтическая лаборатория, интегрированный урок. Разнообразные формы обучения (индивидуальная, парная, групповая, коллективная, сетевое взаимодействие) на разных этапах работы позволяют учащимся не утрачивать интереса к предмету, при этом приобретаются навыки взаимодействия и самореализации в любой ситуации.
Принцип метапредметности состоит в обучении школьников приемам, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом: составление деревьев понятий, кластеров, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема), проблемный вопрос, “Лови ошибку”, “Толстые и тонкие вопросы”, таблица “Знаю-Хочу узнать-Узнал”, “Фишбоун”, “Знаете ли вы, что…?”, “Закончи предложения”, “Синквейн”, “Мозговой штурм”, “Снежный ком”. Применение данных приемов направлено на развитие познавательной самостоятельности и ключевых компетентностей учащихся.
В качестве образовательных объектов выступают, например, природные объекты (вода, воздух, дерево), объекты культуры (художественные тексты, картины художников, архитектурные сооружения).
Приведу примеры открытых заданий, не имеющих заранее известных решений.
Задание “ЦЕЛЬНОСТЬ”. Знаменитый философ М.Бубер в романе “Я и ты” так описывал дерево: “Я рассматриваю дерево. Я могу воспринимать его как зрительный образ: колонна, вздымающаяся в шквале света, или зеленый взрыв, пронизанный кроткой серебристой голубизной. Я могу ощущать его как движение: соки, бегущие по сосудам, льнущая и жаждущая сердцевина, сосущие корни, дыханье листьев, непрестанный обмен с землей и воздухом — и сам неуловимый рост дерева. Я могу рассматривать его как экземпляр некоторого вида, в соответствии с его строением и образом жизни. Я могу до такой степени отвлечься от его формы и от его состояния в настоящий момент, что буду осознавать его лишь как выражение закономерностей — закона, по которому непрерывно уравновешивается постоянное противоборство сил, и закона, по которому смешиваются и разъединяются вещества. Я могу свести его к числу, к чисто числовой зависимости, тем самым и уничтожив, и увековечив его”. Какой объект окружающего мира вы могли бы представить во всем его многообразии в мире науки и культуры? Опишите или нарисуйте его в стиле М.Бубера.
Задание “СОКРАТ”. “Я знаю, что ничего не знаю, — сказал Сократ и добавил: — А другие не знают и этого”. Перечисли как можно больше того, чего не знаешь ты.
Задание “ВКУС КНИГИ”. Составьте каталог книг на разные вкусы: “кислые”, “соленые”, “сладкие” книги и т.п. В каждом разделе укажите по 1—2 названия книг и их авторов. Обоснуйте, почему именно эти книги вы отнесли к данному разделу.
Задание “СЧИТАЛКА”. Издавна дети сочиняли считалки, в которых придумывали необычные слова, например:
Чирики, микирики,
По кусту, по мосту,
По еловукабасту.
Придумай свою считалку, в которой будут забавные или нелепые слова.
Задание “СТИХОСКАЗКА”. Переложите на стихи сказку “Царевна-лягушка”. Перенесите действие персонажей в наши дни.
Выполняя данные задания, учащийся делает первый шаг к развитию метапредметных качеств личности.
На интегрированном уроке по теме “Восприятие природы поэтом” по стихотворению Н.А.Заболоцкого “Одинокий дуб” в 6 классе была поставлена метапредметная цель: создание условий для активного применения знаний в познавательной и практической деятельности. Учащиеся подготовили индивидуальные задания — проекты “История одной картины И.И.Шишкина “Среди долины ровныя…”, “Лирика русского романса. Алексей Федорович Мерзляков “Среди долины ровныя…”, “Биографические сведения о Н.А. Заболоцком”. Также на уроке учащиеся слушали аудиозапись песни “Среди долины ровныя…” в исполнении Олега Погудина.
Межпредметный уровень интеграции музыки, живописи, литературы создал условия для сопоставления различных предметных областей, способствовал формированию универсальных умений информационного характера, позволил определить социальную значимость образа-дуба.
Проанализировав поэтические строки стихотворения, учащиеся перешли к метапредметному (эвристическому) диалогу и размышляли над вопросом “Что значит дуб в жизни человеческой?”. Используя интернет-ресурсы, рассказы родителей, материалы из энциклопедии, ребята делились интересной информацией.
Ксения:
— Самый удивительный дуб находится во Франции. Он имеет ширину 16 метров. По предположению ученых, ему более 1000 лет. Уникальность его в том, что внутри дерева построены две часовни, причем оба помещения образованы естественным путем.
Дарья:
— С этим деревом у нас связано огромное количество преданий и легенд, от притчи о смерти Кощея Бессмертного, хранящейся в ларце на заветном дубе, до предания о конях царя подземного мира, скрытых под корнями трехствольного дуба. Мне вспоминается ветвистый дуб из поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”: “У лукоморья дуб зелёный”. Хочется увидеть на могучих ветвях дуба русалку.
Валерия:
— В старинных преданиях говорится, что дуб был посажен в начале сотворения мира, стоит “на силе Божией” и держит на своих ветвях весь мир. Считалось, что дуб оберегает окрестные поля от града, бурь и почитался как божество. Из него тесали идолов. В народе считалось, что дуб связан с верховным божеством Перуном. Это дерево притягивало к себе молнии. И сегодня не стоит укрываться под дубом — опасно.
Дуб был у славян священным деревом — царем лесов. Они называли его царь-дуб. Согласно поверьям, на нем обитал царь птиц — орел. В народных преданиях дуб выступает как символ мужского начала, силы, мощи, твердости. Существовала вера в целительную силу дуба, у которого очень мощная энергетика. Кто общался с деревом, тот ощущал небывалый подъем сил и ясность мысли, внутренне успокаивался.
Диана:
— Дубы считаются священными деревьями во всех странах, где они произрастают. В дубовых рощах всегда строили храмы и святилища, там же лечили людей. Энергия этого дерева обладает силой, способной “мертвого поднять”, как говорили наши предки. Надо почаще гулять в дубовых рощах. Дуб — проводник, соединяющий человека с миром и Вселенной. Дерево может подарить человеку такие силы, которые не только продлят ему жизнь, но и окажут благотворное влияние на судьбу его детей и внуков. Надо использовать предметы из дуба в своем обиходе, особенно большая сила передается человеку через дубовые полы или через стены дома, построенного из дубовых бревен.
Никита:
— Дуб — это одно из самых энергетически сильных деревьев. Дуб на Руси всегда считался святым деревом, связанным с мужской энергией и мощью. Не зря мужчину сравнивали с дубом. Предназначение дуба глубокое и необычное — это благословение влюбленных. На ограждениях возле дуба новобрачные оставляют замки в виде сердечка, будто подтверждая, что их брак будет таким же стойким и долголетним, как это могучее дерево.
Илья:
— Никогда нельзя ломать или рубить дуб для потехи. Дуб — одно из немногих деревьев, способных передавать информацию на большие расстояния. И если вы искалечили дуб в одном месте и решили получить в другом силу от дерева, то вы ничего хорошего не получите. Дуб уже знает о случившемся и смотрит на вас как на варвара, которого надо наказать за бесчинство.
Ксения:
— Мама рассказывала, что в деревне Сумароково Могилевского района, где она родилась, есть древняя традиция мериться силой с помощью дуба. Мужчины выбирали самый большой дуб и обнимали его. Кто больше обнимет дерево, тот и победил. Однажды этот обряд мне довелось увидеть собственными глазами. Я была восхищена. Хочется, чтобы эта традиция сохранилась на долгие годы.
Екатерина:
— По словам бабушки, в семье была интересная традиция: когда рождался ребенок, выбирали саженец дуба и садили его недалеко от дома. Затем писали на ленточке имя ребенка, делали бантики и вешали их на дуб. Считалось, что младенец будет защищен могучим дубом и будет расти крепким и здоровым.
Считаю, что метапредметный подход на уроке дает учащемуся достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, побуждает к активному познанию окружающей действительности через изменение образовательного пространства.
Светлана МАЗОК,
учитель русского языка и литературы средней школы № 19 Могилева.