Связка ключей в руках учителя словесности

Как строить отношения с детьми поколения Z

По мнению писателя Л.Риверы, “самое естественное, что есть в этом мире, — перемены, живое не может быть застывшим”. Пытаясь осмыслить данное высказывание, понимаешь: меняются и дети. И так, как в былые годы, их учить не совсем эффективно. Нынешнее поколение детей принято называть поколением Z. Это дети, чувствующие себя в виртуальном пространстве как рыба в воде. Плохо это или хорошо? Здесь нет однозначного ответа. Но, к сожалению, следует констатировать: Z-ты имеют проблемы с запоминанием, не углубляются в информацию и считывают лишь поверхностные факты, их внимание скачкообразно, им сложно излагать свои мысли, воспринимать и анализировать длинные тексты. Воистину ужасным ящиком Пандоры окрестили клиповое мышление. Что же делать? Как строить отношения с “детьми экрана”? В распоряжении учителя словесности целая связка ключей от двери, за которой “рожденные с кнопкой на пальце”.

Ключ № 1. Не удалить из “Контакта”!

Однажды я предложила учащимся написать фразы, которые у них ассоциируются с трагедией. Результаты опроса удивили. Среди наиболее распространенных выражений были следующие: “Разрядилась батарея!”, “Удалю из “Контакта”. Второе в этом ряду выражение — свидетельство того, что дети боятся изолированности. И это касается не только онлайн-общения. На уроке они должны чувствовать себя нужными и успешными. Тестовые задания, без которых в наш информационный век не обойтись, безусловно, важны. Но не менее важно, чтобы каждый ребенок участвовал на уроке в диалоге, научился чувствовать слово, делать собственные открытия.

“Ненаглядная моя”, — пишет Катерина Петровна, героиня рассказа К.Г.Паустовского “Телеграмма”, дочери. А какое бы прилагательное использовали дети? Предполагая, выдвигая свои версии, учащиеся в конце концов говорят, что лучше, чем Паустовский, не придумаешь. Современные школьники любят слушать и читать притчи. Небольшие по объему, развивающие воображение, интуицию, память, заставляющие самостоятельно делать выбор, эти произведения, как никакие другие, по-настоящему эффективны на современных уроках. Однажды познакомившись с ними, дети не забывают их никогда. Вот пример: “…У муравья спросили, почему тот не носит очки. Он пожал плечами и ответил: “А зачем? Мне нужно видеть солнце, небо, дорогу, улыбки друзей. Мелочи меня не интересуют”. (Ф.Кривин. “Мелочи жизни”.)

На уроке литературы есть возможность обсуждать различные проблемы, в том числе те, что связаны с трудностями, возникающими между людьми при общении. Узнав сначала о том, что имя Ассоль в переводе с испанского означает “обращенная к солнцу”, восхищаясь красотой этого имени и красотой поступков героини, впоследствии дети возмущаются тем, что над героиней посмеивались, говорили, что она не в себе. А потом приходят к мысли, созвучной фразе, которую произносит герой фильма “Доживем до понедельника”: “Счастье — когда тебя понимают…”

Ключ № 2. От смайликов и эмодзи — к эмоциям!

Поколение современных детей — удивительное, но непростое поколение. Немало написано о бедности эмоций современных детей, о том, что чувство эмпатии притуплено. Где же выход? В развитии эмоционально-чувственной сферы учащихся. Общаясь в сети, дети используют смайлы и эмодзи. Значит, и на уроке эти навыки следует использовать. Оценивая свое состояние, дети рисуют смайлы “легкая грусть”, “спокойствие”, “радость в 32 зуба”, “радость до слез”, эмодзи “всё хорошо”, “замешательство” и пр.

Учитель-новатор Е.Н.Ильин утверждал, что голой методикой ничего не добьешься: нужна душа, а у нее своя методика. Среди методов развития эмоционально-чувственной сферы можно использовать следующие: метод художественной эмпатии (соотнесение своих чувств и эмоционального состояния персонажа); метод вживания в образ (представить себя на месте героев, например, Кая, Герды, Снежной королевы; заполнить анкету вместо героя: 1. Моё имя. 2. Мой возраст. 3. Где я живу? 4. Мои родители. 5. Мои друзья. 6. Что я люблю? 7. Что я ненавижу? и т.д.); метод сравнительного восприятия произведений одного вида искусства (например, восприятие стихотворения М.И.Цветаевой “Вот опять окно…” и стихотворения Г.Некрасова “Окно”); метод комплексного восприятия произведений различных видов искусства (например, на уроке “Богатырские подвиги Ильи Муромца” учащиеся рассматривают репродукцию картины В.М.Васнецова “Витязь на распутье”); метод восприятия в парах (так развивается командный дух).

На современном уроке нужны не только яркие презентации, но и музыкальное сопровождение. Проникая в самые глубокие тайники человеческого духа, музыкальное произведение пробуждает чистые и благородные чувства. Так, учащиеся со слезами на глазах слушали “Героическую симфонию” Л.Бетховена и узнали о том, что в момент гибели “Титаника” музыканты, которым не хватило шлюпок, остались на корабле и играли именно ее. В конце урока учащиеся выполняют небольшие, но необычные творческие задания: пунктуационные (выразить свое восприятие с помощью знаков препинания); графические (глаза Герды и Снежной королевы, обед Хлестакова и др.); словесные (мобильный телефон в руках Насти, героини рассказа К.Г.Паустовского “Телеграмма”, и др.). В век компьютеров и нанотехнологий не должны погибнуть нежность, чуткость, изумление, удивление, очарование. Идя на урок, свято веришь в это.

Ключ № 3. Фасилитатор и тьютор

В центре современного образовательного процесса не учитель, а ученик. Учитель сегодня посредник между учащимся и его знаниями. С нынешними детьми нужно работать в качестве фасилитатора (от англ. facilitate — “облегчать, продвигать”), создающего в классе соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки. Фасилитатор помогает учащимся сформулировать цели и задачи (Z-ты продуктивны в условиях многозадачности, когда сроки работы строго регламентированы). При этом учителю важно быть самим собой: открыто выражать свои мысли и чувства; демонстрировать детям полное к ним доверие и уверенность в их возможностях и способностях, не забывая о поощрении. Не зря говорят, что самый простой путь к сердцу человека — это искренность. Работая таким образом, замечаешь, что дети реже пропускают школу, имеют более позитивную самооценку, достигают большего прогресса в обучении, у них нет проблем с дисциплиной.

Но современный учитель может и должен быть, помимо всего прочего, еще и тьютором (англ. “наставник, репетитор, опекун”). В этом я убедилась, участвуя вместе с коллегами в 2013—2016 гг. в республиканском инновационном проекте “Внедрение технологии тьюторского сопровождения одаренных учащихся как способа построения индивидуальной образовательной траектории”. Р.Зенд полагал, что “общего у людей только то, что все они разные”. И это так. Поэтому учителю нужно уметь создавать среду, которая позволит ученику (тьюторанту) самостоятельно получать знания, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе на уроке. Мои тьюторанты, несмотря на то, что проект закончился, продолжают работать по собственной образовательной программе, корректируют собственный образовательный маршрут, составляют “карты интереса”. Среди технологий, эффективных в работе с тьюторантами, на мой взгляд, заслуживает внимания та, которую называют аббревиатурой ЖСТЛ (жизненная стратегия творческой личности). На примере биографий выдающихся людей дети учатся тому, как выходить из конфликтных ситуаций. Жизнь, по мнению создателя технологии Г.С.Альтшуллера, — шахматная игра: выигрыш или проигрыш зависит от первых шагов. А первые шаги — это школьные годы, когда уже поставлена жизненная цель и для ее достижения зачастую нужно пересилить себя…

Ключ № 4. Не для школы, а для жизни…

Non scholae, sed vitae discimus. Нам, педагогам, еще со студенческих лет известна эта античная фраза. “Не для школы, а для жизни учимся”, — утверждал Сократ. А для детей поколения Z это не просто красивое выражение. Это правило. Если они не поймут практической значимости знаний, получаемых на конкретном уроке, они не будут продуктивно работать. Поэтому можно считать, что практико-ориентированное обучение сегодня — это аксиома. Выполнение практико-ориентированных заданий помогает учащимся объяснять явления, с которыми они встречаются в повседневной жизни, способствует  развитию грамотной речи, формирует умение ясно, логически и точно излагать мысли, активизирует внимание. Развитие последнего, кстати, немаловажно. Ведь в головы детей поколения Z, если верить недавним громким заявлениям, встроен 8-секундный фильтр. По исследованиям компании Microsoft, столько внимания Z-ты уделяют изучению новой информации. Идя на урок, помню: нужно объяснять незанудно и предлагать нестандартные задания.

Гоголевский Манилов известен тем, что он неисправимый мечтатель. Плохо ли это? Безусловно, и сегодня дети говорят о том, что мечтательность героя — отрицательное качество. Он ведет праздную и комфортную жизнь, предаваясь бесплодным и нелепым мечтам: вырыть подземный ход или соорудить такую высокую надстройку над домом, чтобы можно было увидеть Москву. Ему свойственно настолько погружаться в свои мечтания, что жизнь вокруг него как будто замирает. Да, чрезмерная мечтательность — это плохо. А умеют ли мечтать современные школьники? Утверждают, что да. Но когда спрашиваешь у них, что, на их взгляд, мечта — отдых или труд, задумываются и в конце урока утверждают: это огромный труд. Кроме того, убеждают друг друга в том, что с мечтой нужно засыпать, а с целью просыпаться. Анализируя образ Манилова, дети замечают, что он видит в людях только хорошее, а на недостатки, присущие каждому человеку, закрывает глаза. Как к этому относиться? Умеют ли школьники определять, что хорошего есть в каждом из одноклассников? Определяют. И создают словесный фотоальбом “Мой класс”.

Изучая рассказ М.А.Шолохова “Судьба человека”, обращаем внимание на описание глаз главного героя: “…глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертельной тоской, что в них трудно смотреть”. Нужно ли во время разговора глядеть человеку в глаза? Легко ли это? При организации диалога учащиеся проверяют свои утверждения на практике. Детям, привыкшим к общению в соцсетях, это дается непросто. А ведь зрительный контакт — составляющая часть хорошей коммуникации. Современный школьник должен понять это, чтобы в будущем, например, уверенно и успешно провести переговоры, являясь главой корпорации.

Почему мы закрываем глаза, когда молимся, плачем, любим, мечтаем? Одиннадцатиклассники имеют на этот счет свою точку зрения, хотя признаются, что об этом раньше не задумывались. А затем знакомятся с высказыванием Матери Терезы: “Потому что самые прекрасные вещи в жизни мы не видим — мы чувствуем их сердцем”. Учащиеся, знакомясь с жизнью этой женщины, узнают, что за свою миссионерскую деятельность в Калькутте монахиня не получала никаких денег, поэтому вынуждена была сама просить подаяние, чтобы выжить. И снова проблема. Как относиться к тем, кто просит подаяние?

Пятиклассники по-своему понимают историю, описанную в повести В.Г.Короленко “Дети подземелья”. Только с хорошей стороны оценивают Васю, который принес больной девочке куклу сест­ры. И тоже решают нестандартную задачу. Им нужно определиться, что спасло бы от смерти Марусю: прекрасная кукла или откровенный, смелый разговор с отцом — судьей, который бы помог не только день­гами, но еще и нашел бы доктора для лечения девочки?

На уроке, посвященном употреблению двоеточия, одиннадцатиклассники не только расставляли данный знак препинания в предложениях. Рассмотрев репродукцию картины А.К.Айвазовского “Девятый вал”, переживая за людей, погибающих в море, составляли памятку “Как выжить при кораблекрушении”. Интересно то, что учащиеся поняли: самое главное в экстремальной ситуации — не паниковать. Дети пробовали представить, что делать, если возле шлюпки кружат акулы. Выдвигали свои версии, о чём свидетельствуют листья и ветки на воде. Думали о том, можно ли есть, если нет питьевой воды.

Среди советов, которые школьники записали в памятку, есть те, что характеризуют самих детей, представителей поколения Z: уметь принимать быстрые решения, импровизировать, контролировать себя, быть самим собой, не падать духом и никогда не сдаваться. Вот такие они, Z-ты. Интересные, непредсказуемые. А еще они умеют, несмотря на то, что в интернете за них уже многое придумали, создавать блестящие творческие работы. Я их называю “авторы НЛО” (новых литературных открытий). В мини-сочинении “Быть или не быть?” одна из моих учениц написала: “Быть или не быть?” — задумалось Облачко… Что же значит это многообещающее “быть”? Для Облачка это означает закрывать яркие лучи Солнца, заставляя людей хмуриться и тосковать по солнечным день­кам. А может быть, Облачко станет радостным предвест­ником долгожданного дождя, который насытит землю влагой и придаст новых сил садам, измученным от засухи? Облачку — быть! Ровно так же, как и должно быть солн­це, как и другие звезды, как и другие галактики. Как ты и я!..”

Ключ № 5. Ее Лиричество Любовь

В древности считали, что огонь, зажженный на вершине горы, не может согреть тех, кто у ее подножия. Но как преподаватель знаешь: можно согреть! Ведь главный ключ в руках каждого учителя (и не только словесности) — Любовь. Любовь к детям, к какому бы поколению они ни относились, любовь к делу, которому служишь. Идя на работу, в который раз осознаешь, что дорога, по которой идешь, — единственная возможность быть необходимой, полезной и значимой. И тогда дверь, за которой такие далекие и такие близкие — ученики, обязательно откроется…

Жанна ПЕТУХОВА,
учитель русского языка и литературы средней школы № 2 Круглого Могилевской области.