Анализ эпического произведения через прием театрализации
Постижение авторской идеи — главная цель анализа художественного текста и одно из главных умений для читателя. Для достижения этой цели использую прием театрализации эпического произведения малой и средней форм. Театральная деятельность — один из самых эффективных способов воздействия на учащихся, в котором полно и наиболее ярко проявляется принцип обучения “учить играя”.
С 5 класса использую данный прием для полного раскрытия характеров героев, понимания отношения автора к своим персонажам. Например, проигрывание сцены прощания Жилина и Дины из рассказа Л.Толстого “Кавказский пленник” позволяет учащимся сделать вывод, что автор изобразил свою маленькую героиню в развитии, она стала смелее, взрослее.
В 6 классе дети с удовольствием обыгрывают диалоги из юмористических рассказов А.П.Чехова. Акцентирую внимание учеников на словесных чеховских деталях, доказывая талант Чехова — мастера ключевого слова. Монолог главного героя или героини — одна из форм работы в качестве проверки домашнего задания (начиная с 6 класса). Предлагаемый прием требует от детей глубокого понимания характера героя, художественных средств его изображения, большой предварительной работы и, конечно, актерского мастерства. В помощь учащимся предлагаю цитатный план.
Фрагмент урока “Развернутый эпилог. Судьба героев повести после Пугачёвского восстания” (А.С.Пушкин “Капитанская дочка”)
Учитель. Прежде чем говорить о роли Екатерины II в судьбе Марьи Ивановны Мироновой и Петра Гринева, а также о том, случайно или неслучайно она помогла Петру Гриневу, расскажите, кому Пётр Гринев непосредственно обязан и благодарен за то, что он оказался на свободе.
Учитель. Марье Ивановне Мироновой, которая решилась с прошением ехать к государыне. Расскажите от имени главной героини об этом моменте ее жизни.
(Учащийся рассказывает от имени Машеньки Мироновой о поездке ко двору. Подробный пересказ от имени главной героини может опираться на цитатный план.)
Цитатный план рассказа от лица главной героини
1. “Я мучилась более всех… скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы спасти Петрушу…”
2. “Я благополучно прибыла в Софию и, узнав, что Двор находится в Царском селе, решила тут остаться…”
3. “Я увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Я села на другом конце скамейки…”
4. “Услышав слова “императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй”, я вскрикнула: “Неправда, ей-богу неправда! Я знаю все, я все вам расскажу…”
5. “Я предчувствовала решение нашей судьбы…”
6. “Я приняла письмо дрожащею рукой и, заплакав, упала к ногам императрицы…”
Важным условием во время театрализации произведения является сохранение авторского замысла (передача особенностей быта, нравов, культуры эпохи и т.д.). Предлагаю детям увлекательную работу по декорации сцены и пошиву костюмов. Это заставляет еще внимательнее читать текст, замечать все мелкие детали в описании интерьера, портретной характеристики персонажей, развивая умение воссоздавать в воображении художественные картины. С каким увлечением дети участвуют в пошиве крестьянских сарафанов и кокошников для пьесы “Барышня-крестьянка” (А.С.Пушкин “Барышня-крестьянка”), рыцарских шлемов и плащей для героев пьесы “Литвинка” (А.Мицкевич “Гражина”). С каким уважением юноши и девушки надевают форму времен Великой Отечественной войны и начинают разбираться в военных терминах и званиях, когда играют в пьесе “Гуси-лебеди” (К.Воробьев “Гуси-лебеди”) и “А зори здесь тихие” (Б.Васильев “А зори здесь тихие”). Именно это помогает глубже понять и прочувствовать художественные образы.
Отбираю эпизоды для театрализации, учитывая наличие монологов и диалогов, ярко характеризующих героев произведения, а также актуальность проблемных ситуаций, близких современному читателю, зрителю. Вопросы дружбы, взаимопомощи, готовности пожертвовать своей жизнью ради жизни одного и многих, ради своей Родины — это те вопросы, которые мы обсуждаем. Мне хочется, чтобы мои актеры прочувствовали состояние души, настроение девчонок (“А зори здесь тихие”), которые, жертвуя жизнью, шли в бой ради нашего будущего. Не могут они обвинять и Сеньку (В.Некрасов “Сенька”), который смалодушничал, струсил, но потом осознал свой поступок, нашел силы и даже совершил героический поступок. Я всегда задаю один вопрос: “Подумайте, а вы смогли бы?”. Для этого нужна не только лишь ненависть к врагу, но и любовь к своей стране, понимание своей значимости. Поэтому, прежде чем исполнять заданную роль, учащиеся должны дать развернутую характеристику своему персонажу. Обсуждение всех деталей, связанных с поведением героев, создание правильного эмоционального тона — важные моменты в установке на игру.
Самым сложным, но интересным этапом в данной работе является перевод эпического текста в драматический. Предлагаю детям сотворчество в сочинении пьесы по сюжету рассказа или повести. Конечно, здесь ведущая роль отводится учителю, но нужно уметь замечать идеи и предложения учеников, помогать им сосредоточиться на главном, не уйти от основного авторского замысла. Лучше всего эту работу начинать с фольклорных жанров. Например, с русских народных сказок. С каким увлечением пятиклассники и шестиклассники додумывают реплики солдата и царицы, переделывая сказку “Царица и солдат” в небольшую пьесу. В этой работе огромное количество плюсов: проявление фантазии детей, развитие их творческих способностей, а также работа над лексикой, умение строить сюжет с соблюдением особенностей композиции русской народной сказки, анализ костюмов героев и их соответствие проигрываемой ситуации и т.д.
Данная форма работы предполагает видение динамики чувств героя, осознание его поведения в разных ситуациях, раскрытие внешнего конфликта. Учащиеся должны не просто трансформировать текст из прозаического в драматический с обязательными ремарками и описанием костюмов, но и придумать, не изменяя сюжет, некоторые действия и слова, произносимые героями по теме диалога. Прием додумывания, домысливания важен, потому что на данном этапе проверяется внимательность учащихся, знание мельчайших деталей текста, умение видеть между строк, способность объяснить мимику и жесты, роль пейзажа, отношение автора к своему герою.
Одним из приемов, который часто использую для того, чтобы охватить максимальное количество учащихся, является прием введения в пьесу новых персонажей, которые эпизодически упоминаются автором и речь которых передана косвенно. Создание массовых сцен помогает отразить значимые детали, на которые дети не всегда обращают внимание при чтении. При этом отрабатывается навык вдумчивого чтения. Такая форма работы предлагается не только старшеклассникам, но и учащимся ІІ ступени общего среднего образования. Играть хотят и любят все дети, но ролей не хватает всем. В связи с этим, например, в пьесу “Барышня-крестьянка”, написанную по мотивам повести А.С.Пушкина “Барышня-крестьянка”, введены образы крепостных крестьянских девушек и юношей, танцевальные сцены, монологи главных героев.
Отрывок из пьесы “Барышня-крестьянка”
Действие I, сцена 1
(Звучит музыка “Синеглазый василек”. Девушки танцуют.)
1-я девушка. А что, Маша, правда ли, что ваш молодой барин, Алексей Иванович, приехали?
2-я девушка. Правда! И старый барин хочет, чтобы они остались дома. А Алексей Иванович хочет ахфицером быть.
3-я девушка. Давече Парашка говорила, что папенька на Алексея Ивановича кричали, что они ему тут нужны, дома.
5-я девушка. А говорят, красавец ваш барин?
2-я девушка. Говорят! Душка! Усы черные, глаза синие. А стан-то какой стройный!
4-я девушка. И где-то ваш молодой барин так долго были?
2-я девушка. Ясно где, учились они в этом… Ну… Большое такое заведение, там господа книжки читают и читают, ну, это… Униве… Униве…
4-я девушка. Знаю, знаю. Наша барышня говорила — университет.
2-я девушка. Вот-вот, там. Красивый, высокий, умный барин-то наш.
4-я девушка. А наша барышня — красно солнышко!
Илья. Да, хватит вам, девки! Всё равно они не свидятся.
4-я девушка. Да почему же?
Илья. А ты не знаешь? Разве наш Иван Петрович Берестов позволит сыну свататься к дочери врага своего, Григория Ивановича Муромского.
5-я девушка. Да наш Григорий Иванович и не думает об этом. К Лизавете Григорьевне знатные женихи сватаются.
2-я девушка. А наш Иван Петрович на дух не переносит вашего, этого англи… Англи…
Илья. Англика. Англичанина. Сад английский посадили, мамзель с тростью у них в доме ходит! Дворецким дворника Никиту сделали! Никита — дворецкий?!
4-я девушка. Да ваш барин просто завидует нашему!
1-я девушка. Да-да, завидует!
Илья. Вы, муромские, молчите! А то я вам…
4-я девушка. Ну что ты нам?
2-я девушка. Погоди, Илья, я им сейчас косы-то повыдергиваю!
(Девушки начинают драться, Илья пробует помочь Маше.)
1-я девушка. Ой, что это мы!? Маша, Настя, да ну их, бар наших! Мы что из-за них драться будем? Так весело было!
Илья. Ой, девки, покружим хоровод. Я у вас один! Мал, да быстр! Настя, не злись. Машка хорошая…
2-я девушка. Ну полно, защитник! Танцуем! Эх, гармонь, играй! Ноги в пляс!
(Звучит мелодия песни “Синеглазый василек”. Девушки танцуют.)
А в пьесе “Литвинка”, написанной по мотивам поэмы Адама Мицкевича “Гражина”, одним из главных героев становится паж Гражины. Благодаря такой работе, дети понимают, что незначительных героев не бывает, каждый художественный образ значим и необходим для раскрытия темы и основной мысли произведения.
Безусловно, для данной формы работы нужно не только время, но и желание педагога и его воспитанников. Учитель может заразить своих учеников желанием творить, если он сам творческая личность и ему это интересно, а главное, ему интересно и важно наблюдать за своими воспитанниками и помогать им. Современный учитель должен понимать, что педагогический процесс важно рассматривать не как две деятельности, обучающего и обучающегося, а как совместную, как взаимодействие педагога с учениками. Творческий процесс превращается в активный, и чем больше усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность, тем большее удовлетворение получает учитель.
Ольга КОНИК,
учитель русского языка и литературы средней школы агрогородка Пограничный Берестовицкого района Гродненской области.
Фото из архива автора.