Словарные слова пишем без ошибок

Формирование орфографической грамотности у младших школьников — одна из главных задач обучения русскому языку на І ступени общего среднего образования. Учитель должен создавать условия, позволяющие учащимся научиться слышать, произносить и писать слова, не допуская ошибок.

Работу по усвоению слов с непроверяемым написанием во 2 классе начинаю с анализа словарных диктантов. Предварительно предлагаю детям списать и заучить необходимые слова. В последнее время заметила, что высоких результатов такая форма работы над словом не даёт. Более того, механическое заучивание утомляет учащихся и снижает мотивацию к изучению русского языка. Как организовать работу по изучению словарных слов на уроках русского языка таким образом, чтобы у учащихся сформировалась орфографическая зоркость и повысился интерес к изучению предмета?

Анализируя собственный опыт и опыт коллег в данном направлении, учебную программу по русскому языку на I ступени общего среднего образования, пришла к выводу, что количества часов, отведенных на изучение фонетики и орфографии во 2—4 классах, недостаточно для усвоения программного материала. Как же добиться качественного усвоения слов с непроверяемыми орфограммами, а вместе с тем и повышения грамотности учащихся?

Во 2 классе на изучение раздела “Звуки и буквы” отводится 43 учебных часа. В 3 классе даётся всего час в начале учебного года для повторения изученного во 2 классе (“Звуки и буквы”, “Гласные и согласные”, “Ударные и безударные гласные”, “Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные”). Материал по орфографии не выделен в начальной школе как самостоятельный раздел, а даётся вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию и опирается на него, поэтому я решила изменить подходы к обучению учащихся русскому языку. Организовала работу таким образом, чтобы используемые мною формы, методы и приёмы запоминания слов с непроверяемыми орфограммами развивали у школьников интерес к предмету и активизировали их мыслительную деятельность и память.

Работу по запоминанию словарных слов провожу в несколько этапов. Во время подготовительного по методике С.Н.Лысенковой выявляю закономерность в правописании слов и делю их на группы. Каждая группа имеет свой порядковый номер, что позволяет качественно организовать работу на следующем этапе.

Группы слов. 2 класс

1 Беларусь Родина белорусский 3 воскресенье погода ягода 5 вагон зарядка каникулы
класс   конечно морковь помидор ноябрь октябрь карандаш магазин сахар комната
2 воробей ворона город дорога корова мороз огород сорока хорошо молоко соловей яблоко 4 берёза дежурный ребята вчера маленький учитель сентябрь декабрь 6 месяц заяц язык

На этапе предъявления слова использую различные приё­мы организации работы школьников с тематическими группами слов. Предлагаю найти слово в таблице по моему заданию. Называю номер группы и порядковый номер слова в этой группе. Путём несложных вычислений учащиеся с лёгкостью находят заданное слово.

Во время игры “Шифровщик” предлагаю учащимся отгадать загадки, найти ответ в таблице и показать номер группы и порядковый номер слова в этой группе при помощи веера цифр.

Предлагаю также определить слово по его лексическому значению. Для этого часто практикую игру “Аукцион”. После того как школьники определили значение слова, предлагаю им “купить” его за “деньги”. В качестве “денег” может выступать значение слова, определение части речи, подбор однокоренных слов, составление предложения с этим словом и т.п.

На этапе восприятия на слух проговариваем слово хором (2— 3 раза), определяем “трудное” место. Стараюсь, чтобы ребята нашли его сами, тогда процесс письма для учащихся становится осознанным, поскольку они ещё до записывания могут определить орфограмму в слове. Если школьник запомнил, что в слове есть слабые позиции для гласных (положение без ударения) и согласных (положение перед другим согласным и в конце слова), то он с лёгкостью справляется с этим заданием.

На этапе записи слова с по­следующим разбором вместе с детьми определяем ударный и безударные гласные, делим слово на слоги, считаем количество слогов и ставим соответствующую цифру в карман над словом справа. Считаем количество букв в слове и ставим соответствующую цифру в карман под словом справа. Ищем в слове “хитрые” буквы (я, ё, ю, е, ъ, ь), определяем, в каких случаях они обозначают 2 звука или отсутствие звука. И только после этого определяем количество звуков в слове и ставим соответствующую цифру в карман над словом слева. Перед записью слова в тетрадь обращаю внимание на “сигнал опасности” — красную точку под орфограммой. После проведения такого вида работы, проговорив орфографически (как написано), прошу учащихся записать слово в тетрадь.

Организовывая деятельность учащихся подобным образом, работаю на опережение: развиваю навыки фонетического анализа слова. Не секрет, что многие учащиеся 5—9 классов с трудом выполняют полный фонетический разбор слова. Если в начальной школе не уделить этому виду деятельности больше времени, чем того требует программа, то эти трудности в дальнейшем могут перерасти в большую проблему.

В 3 классе к вышеописанному алгоритму работы над словарным словом добавляю характеристику каждого звука в слове. Знаков, которые мы использовали во 2 классе для обозначения качества звука, уже недостаточно. Поэтому в 3 классе знакомлю детей с транскрипцией — способом записи звуковой оболочки слова. Сначала предлагаю учащимся использовать “подсказку”. Как правило, она нужна только на первых уроках. После того как школьники дали полную характеристику каждому звуку в слове, прошу их записать слово в транскрипции на доске и в тетради.

“Подсказка”

На этапе работы над “зрительным” образом слова предлагаю учащимся сравнить орфографическую запись слова (в верхнем ряду) и запись в транскрипции (в нижнем ряду), назвать орфограмму и объяснить её написание. Такой вид деятельности способствует повторению правила: чтобы не ошибиться в написании гласного в слабой позиции в слове, нужно подобрать проверочное слово; если такое слово подобрать невозможно, тогда следует обратиться к орфографическому словарю. Кроме того, учащиеся учатся самостоятельно решать орфографические задачи, накапливают опыт работы со словарями.

На этапе запоминания орфографического облика слова использую разнообразные методы и приёмы:

1. Подбор однокоренных слов (золотой — золото, позолотить; здоровый — здоровье, выздороветь).

2. Ассоциативный образ (обязательно должна прослеживаться связь со словарным словом общим признаком; ассоциативная связь может быть по цвету, форме, вкусу, назначению, действию, месту расположения и т.д.). Никогда не навязываю школьникам своих ассоциаций. Учащийся не запомнит написание этого слова, если сам не проведёт ассоциацию. Иногда предлагаю ребятам ещё раз записать слово, но на месте орфограммы нарисовать какой-либо предмет, напоминающий букву, которую надо запомнить. Например, в слове ябл…к… на месте пропусков учащиеся обычно рисуют 2 круглых яблока, а в слове яг…да — тарелку или кругленькую вишню.

3. Написание слова с закрытыми глазами. Предлагаю детям закрыть глаза и представить слово так, как оно записано в книге, затем прочитать слово орфографически (как записано), зрительно представить мигающей “опасную” букву, ещё раз прочитать слово медленно и написать его с закрытыми глазами 3 раза в воздухе.

Для вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность и закрепления их знаний, умений и навыков использую всевозможные игры, которые занимают важное место в жизни младших школьников. Игра позволяет поддер­живать познавательную активность учащихся, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы, осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход образовательного процесса и корректировать его.

Одной из игр для запоминания слов с непроверяемым написанием является “Лото”. В её комплект входит несколько листов, расчерченных на клетки, в которых напечатаны словарные слова (орфограмма в слове обязательно должна быть выделена). На маленьких карточках написаны загадки. Предлагаю учащимся отгадать их и поместить карточку со словом-отгадкой в необходимую клетку поля (размеры клетки на листе и маленькой карточки должны совпадать; слова-отгадки в клетках должны соответствовать загадкам).

Игра “Улитка”. Предлагаю школьникам составить и сложить из набора букв 5—7 слов в таком порядке, чтобы следую­щее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Например, берёза, автобус, сейчас, сегодня, яблоко, огород.

Игру “Картинная галерея” провожу на всех этапах работы со словами с непроверяемым написанием. При знакомстве с новым словом предлагаю учащимся 4—5 картинок из набора “Картинная галерея”. На одной из картинок изображён предмет, обозначающий слово, правописание которого будет изучаться на уроке.

На этапе знакомства с новым словом провожу игру “Лишнее слово”. Показываю картинки на определённую тему (“Птицы”, “Животные”, “Одежда”), одна из которых не соответствует предложенной тематической группе. Ребята определяют лишнее слово. Далее провожу словарную работу по изучению нового слова с непроверяемым написанием по вышеописанному алгоритму. 

Для закрепления использую различные формы картинных диктантов. Например, показываю несколько карточек слов с непроверяемым написанием, после прочтения закрываю карточки и показываю картинки из набора “Картинная галерея”. Если изображённый на картинке предмет соответствует предварительно показанной записи слова на карточке, то это слово записываем в тетрадь. После этого карточки с написанием слов открываю и предлагаю учащимся проверить правильность записей, сделанных в тетрадях.

Игра “Словарик” способствует формированию понятия о разнообразии звуков и вариантов их обозначения, помогает провести параллель звук — буква и тем самым способствует развитию навыка звукобуквенного анализа слова и выработки умения отображать звуки на письме. Раздаю учащимся карточки со словарными словами таким образом, чтобы прочитать запись мог только школьник, получивший эту карточку. Другие учащиеся не должны видеть слова своих “соседей”. После этого произношу “Я Словариком родился, // Не на шутку рассердился! // Звуки все мне надоели, // Кроме…” и называю любой звук. Учащийся, в слове которого есть этот звук, должен выбежать к “Словарику”. Если написание расходится с произношением, объясняет его. Например, произношу “…кроме [c]”. Выбегают дети, у которых карточки со словами сорока, автобус, посуда, рисовать, мороз.  Школьник со словом мороз объясняет, что в этом слове мы слышим звук [с], он имеет пару по признаку звонкости — глухости и находится в конце слова, поэтому написание таких слов проверяется подбором однокоренных слов: морозы, морозить. Учащийся, который первым выбежал со своим словом, правильно определив звук, может выступить в роли учителя-ведущего, тогда игра продолжается. Ребята должны быть внимательны, так как ведущий может изменить слова “звуки все мне надоели” на “буквы все мне надоели”. В этом случае лучше назвать непроверяемый безударный гласный в корне слова. Объясняя написание таких слов, учащиеся говорят, что эта орфограмма проверяется при помощи словаря и написание слова нужно запомнить. 

Систематическое проведение подобных игр и упражнений позволяет развивать память младших школьников, обогащать их речь новой лексикой, формировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. Ошибок при написании слов стало гораздо меньше, речь детей стала богаче, заметно расширился словарный запас. Мне удалось пробудить у учащихся интерес к изучению не только словарных слов, но и русского языка в целом.

Людмила ЛЕОНОВЕЦ,
учительница начальных классов Пограничной средней школы Каменецкого района Брестской области.