Современная действительность и современное общество, стремительно развиваясь, требуют от нас, учителей, формирования базы для подготовки не только высококвалифицированного специалиста, знающего свое дело, но и человека, способного легко применять свои умения на практике, способного быстро приспосабливаться к тем или иным условиям реальности, легко взаимодействовать в работе и жизни, а главное, способного быстро, четко и нестандартно реагировать на все изменения. Желание развить у ученика все необходимые компетенции приводит нас к поиску и апробированию различных методов. Опыт моей педагогической деятельности показал, что одной из высокоэффективных форм проведения уроков математики является использование метода создания командного продукта.
Для проведения урока с использованием названного метода класс делится на малые группы по 3—5 человек. Группы составляются случайным образом, но учитывается, что команда не должна состоять только из сильных или слабых учащихся. Никто из них заранее не знает, в какой команде и с кем им сегодня предстоит работать. Подобное деление класса заставляет учеников развивать в себе коммуникативные качества, умение работать в команде, быстро выделять лидера группы или самим стремиться им стать. Далее раздаются портфели заданий. Каждый содержит одно общекомандное и от одного и более индивидуальных разноуровневых заданий. Общекомандное задание не может быть решено, пока не выполнены все индивидуальные, потому что оно составляется из ответов индивидуальных заданий. Таким образом, положительный результат не может быть достигнут без сплоченности команды, без работы основного принципа в такой форме обучения, как “равный обучает равного”.
Баллы по итогам занятия выставляются за решение всего командного портфеля, поэтому участники команды стремятся сделать не только свое задание, но и принимают решение работать сообща и помогать слабому члену команды при необходимости. Работа в группе, наличие спорных ситуаций и трудностей способствуют развитию умения слушать и слышать участников команды, умения решать спорные ситуации, учитывать мнение друг друга, воспринимать различные точки зрения, оперативно принимать решения. Такая форма проведения занятия строится не на принципе соперничества, а на принципе взаимовыручки и помощи слабым учащимся. Практика показывает, что метод создания командного продукта способен вложить в ученика те навыки и умения, которые потребуются ему в его профессиональной жизни в современных условиях.
Так, в 8 классе при изучении темы “Решение квадратных уравнений” учащимся предлагаются для выполнения следующие портфели заданий:
Карточка 1
Составьте уравнение ах2 + bx + c = 0 и решите его, зная, что коэффициенты являются корнями уравнений и имеют следующие знаки a > 0, b < 0, c <0.
(а)х2 – 2x + 1 = 0
(b)2х2 – 18x = 0
(c)x2 + 28x = 0
Карточка 2
Составьте уравнение ах2 + bx + c = 0 и решите его, зная, что коэффициенты являются корнями уравнений и имеют следующие знаки a > 0, b < 0, c <0.
(а)х2 – 2x + 1 = 0
(b)4х2 – 16 = 0
(c)x2 + 28x = 0
Карточка 3
Составьте уравнение ах2 + bx + c = 0 и решите его, зная, что коэффициенты являются корнями уравнений и имеют следующие знаки a > 0, b < 0, c <0.
(а)х2 – 2x + 1 = 0
(b)2х2 – 64 = 0
(c)x2 + 9x = 0
Общекомандное задание
х2 – 8x + 28 = 0
Для организации такого урока требуется тщательная подготовка, так как все задания составляются самостоятельно педагогом таким образом, чтобы общее задание было в итоге решаемо и имело рациональный ответ.
Проверка решенных индивидуальных заданий во время урока осуществляется в форме самопроверки. С этой целью на занятии используются различные формы организации самопроверки: предлагаю собственные электронные программы, эталоны правильных ответов и т.п. Так, при работе над темой “Решение квадратных уравнений” в 8 классе капитан группы на компьютере проверяет правильность ответов, полученных в результате решения индивидуальных заданий, с помощью разработанной мной программы, которая направлена на решение квадратных уравнений/неравенств и решение уравнений/неравенств первой степени. Код программы был написан в среде объектно-ориентированного программирования Lazarus.
Программа не показывает учащимся полного решения примера, она дает только промежуточные значения, в которых могли быть допущены основные ошибки, а также предоставляет конечный результат решения данного примера. Учащиеся не заинтересованы в списывании ответов, так как итоговое оценивание осуществляется учителем после проверки правильности хода решения заданий уже после окончания урока. Немаловажной является и скорость выполнения заданий, но при проверке в первую очередь акцентируется внимание на рациональности подхода к решению. Этот момент пробуждает дух соперничества и учит выслушивать мнение друг друга, оперативно принимать решения.
Применение данного метода способствует не только эффективному усвоению учебного материала, повышению мотивации, но и развитию личностных качеств учащихся. Польза его использования заключается прежде всего в самостоятельной работе учащихся в сотрудничестве, работающих на достижение единой цели. Индивидуальная работа каждого участника группы влечет за собой итоговый результат, что побуждает учащихся приходить на помощь друг другу, помогать справляться с возникшими трудностями. Тот факт, что учащийся может подвести своей некачественной работой всю команду, которая не сможет не просто решить общее задание, но и даже правильно его составить, стимулирует учащихся к обучению, взаимопомощи.
Александр СТАСЕВИЧ,
учитель математики и информатики Вороцевичского детского сада — средней школы Ивановского района Брестской области.
Фота Вольгі ДУБОЎСКАЙ.