Одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос орфографической грамотности учащихся.
Проблема формирования орфографической грамотности остается нерешенной в силу разных причин: трудности самой орфографии, разрозненности изучаемых правил, отсутствия мотивации к орфографической деятельности, невнимания учащихся к слову, к речи, ограниченного словарного запаса, падения интереса к чтению. Главным в обучении правописанию является решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если школьник видит орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, учащийся сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Неумение выделить орфограмму при письме — одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Школьный курс языка имеет практическую направленность, и одна из основных его задач — формирование у учащихся орфографической грамотности, которая является необходимым условием культуры речи.
Часто приходится сталкиваться с тем, что школьники теряют интерес к языку, считают его сложнейшей наукой потому, что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Я успокаиваю своих учеников: “Действительно, правил и слов много, но все их можно выучить. Дорогу осилит идущий”.Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше учащимися тогда, когда он подается не в сухой форме правил из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приемы имеют успех и достигают своей цели — сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий. Способность видеть языковое явление, орфографическую и пунктуационную трудность, ставить вопросы — один из признаков активной познавательной деятельности учащихся. В основу формирования орфографических навыков была положена активная учебная работа учащихся.
Работа над орфографическим правилом включает:
1) подготовку к изучению правила, т.е. мотивацию-предпосылку к усвоению;
2) объяснение орфографического правила на специально подобранном материале:
а) знакомство с опознавательными признаками, сигналами, по которым учащиеся определяют орфограмму;
б) определение морфемы, в которой находится орфограмма;
в) графическое выделение орфограммы и определение условия выбора правильного написания;
г) формулировку орфографического правила;
3) выполнение упражнений, формирующих умения и навыки.
Часто на уроках при изучении новой темы использую прием “Яркое пятно”, суть которого заключается в сообщении в начале урока ученикам интригующего материала (сказки, притчи, фрагмента художественного произведения). Нередко урок начинаю с чтения притчи. Притча позволяет сделать обучение познавательным, передать обучающимся накопленный в веках мудрый народный опыт. Одна из моих любимых притч — “Притча о двух птицах”. Перед прочтением задаю учащимся вопрос: “Каков философский смысл этой притчи?” Предлагаю выписать слова с приставками на з-, с-, объяснить на материале притчи правописание данных приставок.
Притча о двух птицах
Две птицы летели в небесном просторе и вдруг попали в воздушный поток. Одна испугалась, сложила крылья, прижала к груди голову и отдалась провидению. Сильная воздушная струя подхватила обмякшее тело, закрутила в своем круговороте и понесла на скалы. Со всего маху она ударила слабое существо о камни, разбрызгав кровь, и, собрав разлетевшиеся перья, понесла их по свету как символ безволия, ибо перо без птицы — как тело без разума. Другая же птица распрямила крылья, вытянула голову, расправила грудь и полетела навстречу ветру. Когда воздушная круговерть осталась позади, она почувствовала силу в крыльях и уверенность в душе и поняла, что теперь она может лететь даже к солнцу.
В минуты трудных испытаний нельзя складывать крылья: судьба не жалует слабых, она разбивает их при первой возможности. Нужно расправлять крылья и лететь навстречу буре, тогда буря под натиском силы разобьется о каменную волю и разлетится слабыми перьями воздушных потоков, которые будут восприниматься на земле как легкий безобидный ветерок.
Важное место в обучении правописанию занимает система упражнений, которая заставляет детей активно мыслить, творчески работать. Приведу некоторые примеры видов и форм работы, активизирующих познавательную деятельность учащихся, которые использую на своих уроках:
1) разнообразные виды диктантов;
2) ответы на вопросы;
3) конструирование предложений по схеме с использованием данных слов или словосочетаний;
4) исследование текста, которое предполагает самостоятельную поисковую деятельность, анализ, пробуждает интерес, без которого трудно разбудить мысль ученика;
5) сопоставление орфограмм и орфографических правил, определение места орфограммы в слове;
6) составление карточек для опроса, вопросов по теме, кроссвордов, ребусов;
7) выполнение тестовых заданий;
8) использование загадок;
9) игры.
Повторение правописания безударных гласных в процессе разъяснения значения слов и словосочетаний полезно не только для закрепления орфографических навыков, но и для расширения кругозора учащихся, обогащения их словаря, и должно проводиться как на уроках русского языка, так и на уроках литературы с использованием материала изучаемых художественных произведений. Так, работая над текстом “Капитанской дочки” А.С.Пушкина, следует обратить внимание на морфемный состав и значение слова “благословить”, в котором учащиеся всех классов допускают ошибки.
Готовясь к анализу содержания художественного произведения, беру из него на учет те слова и выражения, которые со стороны правописания или значения оказываются трудными для учащихся, и работаю над ними, разбирая их по составу, вводя в упражнения, в тексты словарных диктантов, в карточки для индивидуального опроса.
При изучении романа “Отцы и дети” И.С.Тургенева в 10 классе учащиеся составляют словарь трудных слов, встречающихся в произведении: “безыдейный”, “дискуссия”, “компромисс”, “принцип”, “эксперимент”, “дебаты”, “нигилист”, “полемика”, “комфорт”, “субъективный”, “сверхъестественный”, “виолончель”.
Из романа Л.Н.Толстого “Война и мир” учащимися были выписаны следующие слова: “арьергард”, “военачальник”, “дислокация”, “канонада”, “фельдмаршал”, “артиллерия”, “кавалерия”, “анафема”, “колоссальный”, “корректный”, “агрессия”, “кампания”, “компания”, “иллюзия”, “приемлемый”, “интриганство”, “массовый”, “оккупация”.
Такие тематические лексические словари учащиеся составляют уже с 5-го класса.
Отработка орфографических навыков — одна из основных задач школьных уроков русского языка. Значительная часть словарных слов должна заучиваться наизусть, поскольку их написание не регламентируется правилами. Однако из практики работы убеждаюсь в том, что механическое заучивание помогает запомнить слово только на короткий промежуток времени. Поэтому процесс работы над словарной лексикой должен быть многоаспектным и регулярным. Предлагаю учащимся во время изучения того или иного орфографического правила составить словарь на определенную тему. Например, после изучения темы “Правописание удвоенных согласных” учащимися был составлен словарный диктант на тему “Отдых”.
Стоять на перроне, пассажирский поезд, дружный коллектив, большая территория, массовые игры, горная трасса, смелый аттракцион, коллекция бабочек, цифровой фотоаппарат, петь под аккомпанемент гитары, хороший аппетит, иллюстрированный журнал.
Успешное усвоение слов с непроверяемыми орфограммами, которые пишутся по традиционному принципу, зависит от содержания всей работы с ними.
Работа над трудными словами слагается из следующих компонентов:
1) первоначальное знакомство со словом;
2) упражнения для закрепления;
3) проверка усвоения учащимися правописания трудных слов.
Большое значение имеет первоначальное знакомство с трудным словом. Считаю, целесообразно давать его в контексте: это может быть предложение, загадка, пословица или поговорка, стихотворение, рассказ.
Например, в начале изучения темы “Правописание наречий” предлагаю учащимся отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом.
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
После первоначального знакомства с написанием наречий “направо”, “налево” учащиеся изучают правило правописания суффиксов -о, -а в наречиях и выполняют упражнения для закрепления.
Трудные слова усваиваются попутно с изучением грамматико-орфографических тем. Правописание ь после шипящих основано на опознании частей речи. Для закрепления этих правил использую слова как с ударными, так и с безударными гласными в корне: “упряжь”, “молодежь”, “беречь”, “стеречь”, “пахуч”, “дичь”, “линюч”, “речь”, “горяч”, “пастбищ”, “страж”, “наотмашь”, “дележ”, “невтерпеж”, “полночь”, “толочь”, “чертеж”.
Учащиеся записывают под диктовку слова, называют части речи и таким образом уже мотивируют наличие или отсутствие мягкого знака на конце слов после шипящих, подбирают опорную форму для проверки безударных гласных в указанных словах. Упражнение может быть выполнено по вариантам: одни учащиеся записывают существительные, другие — прилагательные, третьи — глаголы, четвертые — наречия.
Изучение синтаксиса в 8—9 классах предоставляет большие возможности для организации систематического повторения правописания частей речи, их суффиксов и окончаний. В теме “Способы связи слов в словосочетании и предложении” уместно с согласованием повторить правописание окончаний прилагательных, причастий и порядковых числительных; с управлением — правописание окончаний существительных; с примыканием — правописание наречий, деепричастий.
Систематическое повторение заранее планирую с учетом пробелов в знаниях учащихся данного класса.
Параллельно с закреплением старых слов идет усвоение новых. В новых словах трудные буквы выделяются, а затем закрепляются на материале упражнений различного уровня.
Важную роль в усвоении правописания трудных слов играет многократное их повторение. С записи слов “желудевый”, “жернова”, “челны”, “жестокий”, “щеголять”, “бечева” начинаем изучение темы “Правописание -о -ё после шипящих в корне слова”. Многие из них могут оказаться непонятными учащимся, поэтому нужно разъяснить их значение.
Сделать это можно несколькими способами. Можно дать готовое объяснение (устное или письменное), например, заранее написать на доске предложения, гласную после шипящей выделить. Можно предложить подобрать синонимы к словам “чело”, “черствый”, “бечевка” или объяснить значение этих слов, прибавляя к ним нужные по смыслу слова или сочетания слов, записанных на доске.
Полезно дать упражнения, введя в них уже известные слова и включив новые, от готового образца (желоб-желоба) перейти к вставке пропущенных букв в отдельно взятых словах (печ..нь, ш..л, ч..лн). В упражнения включаю слова с разными безударными гласными после шипящих (ж..вет, ж..рища, щ..тка, щ..дить, щ..ты).
Традиционная методика орфографической работы невозможна без приобретения навыка работы со словарем. Для этого в задания для работы включаю фрагменты словарных статей. На уроках часто использую этимологические словари. Очень часто через этимологию прокладывается мостик от правила к написанию слова. Учащиеся должны знать, что словарь помогает разрешить не только орфографические и грамматические вопросы, но и помогает разобраться в проблемах коммуникативного характера.
Приведенные мною приемы и методы позволяют сделать уроки русского языка интересными, способствуют развитию познавательной активности учащихся, формированию орфографической зоркости.
Учащиеся должны овладеть глубокими и прочными знаниями принципов русской орфографии. Для этого необходимо создавать условия для привлечения их внимания к орфографической деятельности, а также способствовать развитию интереса к орфографии.
Галина ПОПКО,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 7 Слонима Гродненской области.