Словарная работа в играх

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным — задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы он мог их переносить на встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

Словарные слова я стараюсь связывать с изученным на уроке материалом. Предлагаю ребятам записать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание. Очень важно, чтобы ученики правильно понимали изучаемое слово и использовали в своей речи в соответствии с его значением.


Наиболее эффективным приемом объяснения значения нового словарного слова является показ соответствующего предмета или его изображения. Так, дети рассматривают изображения инструментов (молотка, топора), называют их, определяют их значение, встречают отличительные признаки этих предметов. Иногда новые словарные слова ввожу с помощью загадок:

С людьми дружит, дом сторожит. (Собака.)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)

Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко.)

Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец.) и др.

Подбираю специальные упражнения, способствующие осознанию учащимися значения словарных слов.
Например:

1. Прочитайте предложения и объясните значение изучаемого слова в каждом из них.

Сирень посадили у нас под окном.

Как мой садик свеж и зелен, распустилась в нем сирень.

В каком предложении говорится о сирени как о растении, в каком — как о цветке этого растения?

2. Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова.

Сапоги, ботинки — это обувь, а …, … — это одежда.

Пила, …, … — это инструменты.

Морковь, …, … — это овощи.

3. Запишите словарные слова, называя предметы одним словом.

Большой населенный пункт —

Дом, где все продается и покупается — …

Первый месяц осени — …

4. Вставьте в пословицы и поговорки словарные слова.

Соловей месяц поет, а … год каркает.

… черна, да молоко у нее бело.

Слово не …, вылетит — не поймаешь.

5. Выпишите из предложений известные вам словарные слова.

а) Ребята любят свой родной класс.

б) В декабре дороги были покрыты снегом.

в) Яблоко с другом своим разделю.

Сообщаю ребятам, что в словарный состав русского языка входят исконно русские слова и слова, заимствованные из других языков.

Знакомлю учеников с тем, как появилось то или иное слово. Так, рассказываю, что слово “библиотека” пришло в русский язык из древнегреческого. Оно состоит из двух частей: “библион” — книга и “тека” — хранилище.

Для активизации и обобщения словарного запаса широко использую игры.


1. Игра “Кто больше?”

К данным словам подберите однокоренные, в написании которых вы не ошиблись.

Береза, дорога, морковь, осина.

2. Игра “У кого лучше память”

а) Вспомните загадки, отгадками к которым являются словарные слова.

б) Вспомните пословицы, в которых встречаются словарные слова.

3. Игра “Кто быстрее?”

К данным словам подберите слова, противоположные по значению.

Белый, юг, плохо, медленно.

4. Игру “Слог потерялся” предваряю стихотворением:

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начало откусили

И в свои норки утащили.

Вывешиваю на доску слова:

…робей, …пуста, …рока, …мидор, …рона, …гурец и др.

5. Игра “Собери слово”

Из слогов соберите словарные слова, запишите их.

нок, ще;

ряд, ка, за;

а, ко, ро;

ный, де, жур.

6. Игра “Составь слово”

Из первых букв, записанных в строчку, составьте словарные слова, запишите их.

Медведь, олень, лось, овца, кабан, овод (молоко).

Явор, бархатцы, лилия, осина, крокус, орхидея (яблоко).

Ягуар, гиена, осел, динго, акула (ягода).

7. Игра “Догадайтесь, что за слово”

…О…О (На)

…О…О (Ка)

…О…О (Ва)

…О…О (Ко) и др.

Детям нравится такой вид словарной работы: два человека у доски и весь класс пишут под диктовку словарные слова. Затем вызываю к доске двух “учителей”, которые проверяют работу “учеников”. Оцениваю работу и тех и других. Когда мы пишем словарные диктанты, практикую обмен тетрадями соседей по парте.

У меня правило: не оставлять без внимания слова с непроверяемыми гласными, где бы они ни встретились — в параграфе учебника, рассказе, стихотворении. Учу детей видеть такие слова, объяснять их значение. Стараюсь подбирать задания, позволяющие не ограничиваться только словарной работой. Например, при усвоении слов “завтрак”, “ужин”, “обед” школьники повторили правила поведения за столом, обсудили, как можно украсить стол, за которым собирается семья. А вот при изучении слов “заяц”, “медведь”, “петух”, “собака” мы обратились к теневому театру.

Я использую также при изучении словарных слов “запоминалку” или “узелок на память”, подыскивая к группам словарных слов ассоциацию.

В группу слов составила слова, в которых встречается буква “Я”: заяц, месяц, язык.

Для группы слов с двойными согласными (класс, суббота, русский) подсказкой служит цифра 2.

Помидор, ягода, яблоко. Здесь я нашла сходство по форме предметов, которые обозначают эти слова. Пишется в них буква “О”, т. к. и помидор, и ягода, и яблоко круглые, как “О”.

Дежурный, ребята, ученик, ученица. К данной группе в качестве подсказки взяли слово “дети”, в котором написание “Е” не вызывает сомнения.

Для слова “береза” мы выбрали подсказку “белая”.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Будто серебром.

Чтобы запомнить правописание слова “заяц”, подобрали слова:

— Кто в лесу самый трусливый?

Я, — ответил заяц.

Подсказка — слово “Я”.

Запоминаем слово “улица” —

Гуляя по улице,

Видим кругом

Лица, лица.

Подсказка — слово “лица”.

Особое место занимает словарная работа, связанная с подготовкой к написанию изложений и сочинений. Так, подготовку к изложению по теме “Школьная жизнь” начинаю с того, что предлагаю ребятам вспомнить слова, которые можно использовать в работе. Затем организовываю соревнование: нужно записать как можно больше слов на данную тему и не допустить при этом ошибок. После проверки выполнения задания определяется победитель. Слова, которые можно будет использовать в изложении, записываются на доске. (Ученики записывают их в тетради.)

На следующем уроке проверяю, как дети усвоили значение и правописание данных слов, и только после этого провожу изложение.

В различные задания включаю не только слова, которые изучаются в настоящее время (в этом учебном году), но и те, с которыми знакомились раньше, что обеспечивает прочное усвоение правописания всех словарных слов, предусмотренных программой начальной школы.

Наталья ДУДИКОВА,
учитель начальных классов Мишневского детского сада — средней школы
Мстиславского района Могилевской области.
Фото Ольги ДУБОВСКОЙ.