Возможности единого информационно-образовательного ресурса на примере курса “Алгебра-9”
С нового учебного года начал работать в полноценном режиме единый информационно-образовательный ресурс. Предпосылкой для его создания стала необходимость идти в ногу со временем, стремление обеспечить максимальную доступность отечественного образования. В итоге потенциал этого образовательного ресурса оказался гораздо шире, чем просто обеспечение обучения в дистанционном или удаленном формате.
Предложенные для использования материалы представляют собой системы модулей по практически всем школьным предметам, составленные согласно учебным программам. Каждый модуль включает в себя целевые установки (требуемые знания и умения), авторский видеовариант изложения материала по заявленной теме и тест для самопроверки по изученной теме.
Остановимся на диапазоне применения предлагаемых материалов. Студенты и молодые специалисты на рассматриваемой образовательной платформе могут найти достойные ориентиры для проектирования учебных занятий, написания их дидактических сценариев. И в первую очередь это касается целевых установок к урокам. При этом важно, чтобы юные или будущие учителя понимали, что перечисленные как цель учебного занятия знания и умения должны быть доведены до учащихся и приняты учащимися.
Несмотря на то, что с годами большинство учителей вырабатывают свой педагогический стиль и имеют свое субъективное представление о способе изложения того или иного программного материала, тем не менее видеоролик может рассматриваться как методический продукт, который поможет подготовиться к уроку даже опытному педагогу. Материалы также могут использоваться при проведении заседаний методических формирований как объект для анализа и одновременно профессионального роста.
В большей степени материалы ориентированы все же на ученическую аудиторию. Далеко не все учащиеся успевают на учебном занятии уловить все нюансы изучаемого материала. Зачастую остаются вопросы или даже пробелы в знаниях. При этом не всегда такая проблема может быть решена за счет поддерживающих занятий. Теперь учитель может предложить в качестве дополнительной информации к домашнему заданию ссылку на соответствующий видеоматериал созданного образовательного ресурса. В этом случае учащийся может в индивидуальном темпе попытаться освоить материал, пусть даже в другой интерпретации, и пройти тестовый контроль для определения достигнутого уровня знаний.
Особую значимость приобретают видеоролики в случаях, когда учащиеся по каким-либо причинам пропускают учебные занятия. Отсутствовавшие могут пытаться самостоятельно разобраться с новым материалом и с возвращением в школу задать учителю возникшие вопросы.
Отдельно могут использоваться задания выходного контроля, предлагаемые в рамках образовательного ресурса. Учащиеся, которые желают, например, перед контрольной работой убедиться в своей готовности к контролю знаний, могут выполнить тест и определить степень усвоения знаний.
Более подробно на нюансах образовательной платформы остановимся на примере курса “Алгебра-9”. Курс представляет собой целостную систему занятий, спроектированных в одном стиле. Каждый модуль соответствует требованиям к современному уроку: содержит этапы мотивации, целеполагания, актуализации опорных знаний, знакомство с новым материалом, поэтапную рефлексию и итоговый контроль знаний.
Для мотивирования учащихся на изучение новой темы используются различные проблемные ситуации в рубриках: “Установи соответствие”, “У страха глаза велики”, “Это интересно знать”, “Это полезно знать” и другие.
Многие материалы содержат элементы интерактива, что создает ощущение виртуального общения учителя с учащимся. В рамках этапа актуализации опорных знаний предлагаются задания для самостоятельного выполнения. При этом озвучивается рекомендация воспользоваться режимом паузы и после выполнения заданий выполнить проверку. Здесь используется целый калейдоскоп приемов: “Расшифруй слово”, “Распредели по группам”, “Лови ошибку”, “Мини-квест”, “Графический диктант”, “Лото”, “Найди лишнее”, “Данетка” и другие.
Следует отметить, что практически все видеоролики предусматривают реализацию воспитательного потенциала. Например, если требуется расшифровать слово, то с этим словом обязательно связан какой-то философский смысл, который озвучивается; сопровождением к задаче о дельфинах идет познавательная и поучительная информация о них: “Дельфины выпрыгивают из воды, как это ни удивительно, чтобы отдохнуть, поскольку преодолевать сопротивление воды гораздо сложнее, чем сопротивление воздуха во время полета. Надо лишь приложить усилия для прыжка. Так и при изучении того или иного материала, если приложить максимум усилий, то выполнение контрольных заданий не будет вызывать затруднений!”
В большинстве своем видеоматериалы курса “Алгебра-9” предусматривают дифференцированный подход. Для наиболее высокомотивированных учащихся предлагаются для рассмотрения задания повышенного уровня сложности. Остальные учащиеся такие задания могут пропускать и переходить к следующему информационному блоку. При этом дается и дополнительный теоретический материал. При решении некоторых заданий предлагаются более рациональные подходы в сравнении с традиционными. Например, при решении квадратных уравнений в случае четного второго коэффициента используется D/4; при сумме коэффициентов, равной нулю, сразу записывается, что один из корней равен 1, а другой — частному от деления третьего коэффициента на первый; если же сумма первого и третьего коэффициентов равна второму коэффициенту, то гарантированно первым корнем уравнения будет -1; по возможности используется свойство совпадения выражений по знаку при решении неравенств.
Несмотря на то, что такой установки не было, набор заданий по алгебре для 9 класса для осуществления контроля знаний составлен с учетом требований 10-балльной системы оценивания. Учащиеся, воспользовавшись стандартной шкалой для пяти заданий, могут для себя определить отметку, которую они получают. Учителя могут использовать наборы заданий в качестве ориентира при составлении собственных дидактических материалов для осуществления тематического контроля.
Принимая во внимание зачастую имеющий место человеческий фактор, было бы замечательно, если бы мудрые учителя, которые, ознакомившись с материалами, нашли в них какие-либо огрехи или неточности, сообщали об этом, например, методистам ИРО. Золотое правило прогрессивного коллектива: “Критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай!”. По сути дела, имеет место масштабный краудсорсинг. К числу аналогов можно отнести, например, Википедию. ЕИОР создавался для общего блага, и только общими усилиями он может приблизиться к совершенству.
Елена ПРОТАСЕВИЧ,
учитель математики средней школы № 1 Дрогичина, учитель-методист, член клуба “Хрустальный журавль”.