При подготовке к уроку русского языка у меня всегда возникал вопрос: как помочь учащимся грамотно писать? Пожалуй, каждому педагогу известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок, соответственно, оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания. Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их на практике. Пользоваться правилом практически — значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы. Всё это требует сложной кропотливой работы.
Первым шагом в работе над орфографической зоркостью считаю работу по предупреждению ошибок, которой стараюсь уделять серьезное внимание на всех этапах образовательного процесса.
Первый этап предупреждения ошибок — работа над развитием внимания. Но привить внимание не достаточно. Его надо поддерживать и активизировать в течение всего урока.
Второй этап предупреждения ошибок: чтобы добиться быстроты и четкости обнаружения орфограммы, необходимо проводить систематическую работу по нахождению орфограммы, используя при этом различные приемы и методы.
Умение применять навык не всегда совпадает со знанием его. Здесь необходимо выяснить причину и снова продолжить индивидуально выполнять ряд письменных и устных упражнений, применяя работу в парах, карточки с игровыми заданиями, орфографические минутки.
Большую помощь при работе по формированию орфографической зоркости оказывают так называемые орфографические минутки. Учащимся эта работа очень нравится. Они с большим удовольствием работают у доски, в тетрадях. Использую эти минутки, работая со всем классом и индивидуально:
а) вставь пропущенную букву;
б) зажги в окошках свет;
в) исправь ошибки в словах.
Ребята должны “зажечь свет” над знакомыми орфограммами в словах, используя для этого простые и цветные карандаши.
В начальной школе на каждом уроке обязательно провожу минутки чистописания. Аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются школьниками. Нечеткое написание неизбежно приводит к ошибкам, привычка к неаккуратному письму снижает уровень запоминания. На минутках закрепляем или повторяем написание слов с изученными орфограммами.
Для проверки грамотности учащихся при работе в тетрадях хотела бы посоветовать такую форму: начиная со 2 класса при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого ставлю на полях палочку (у более слабых учеников — номер орфограммы), а вместо отметки — точку. Учащийся, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, учащийся выписывает внизу под заданием и выполняет работу над ошибками в соответствии с памяткой. После этого выставляю отметку. Каждый раз, работая с памяткой, ребенок видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.
Работая в начальных классах, собрала богатый материал “Орфограммы в загадках”. Он помогает разнообразить работу на уроке. Загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок дает возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме.
Также на уроках часто использую занимательный материал из книги В.Волиной “Учимся играя”. Игры с буквами и словами, загадки, кроссворды, рифмовки, занимательные задания и вопросы очень интересны учащимся. А то, что ребенку интересно, он всегда легко и быстро запоминает.
Для повышения уровня орфографической зоркости использую прием “Секрет письма зеленой пастой”, с помощью которого учащиеся оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило — начинает работать зеленый стержень (карандаш). Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет “зажигается” в тетрадях учеников.
Следует помнить, что формирование орфографической грамотности зависит от уровня орфографической зоркости, умения находить орфограммы, определять их и осуществлять самопроверку написанного. На уроках русского языка в начальной школе для этих целей уместно применить различные виды диктантов, комментируемое письмо, письмо с проговариванием, веселые “запоминалки”.
Весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся считаю зрительный диктант, цель которого — предупреждение ошибок. На доске записываю несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается учащимися, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Текст на время закрывается, дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова.
Выполняя диктант “Проверяю себя”, учащиеся спрашивают, как пишется то или иное слово. Считаю, что первое и главное достоинство этого диктанта состоит в том, что дети “нащупывают” свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться. Даю ребятам возможность писать без ошибок, предупреждая их.
Использую разные алгоритмы-памятки, которые помогают учащимся развить навык самопроверки. Например:
Проверь!
1. Не пропустил ли ты букву?
2. Правильно ли ты написал безударные гласные, парные согласные, непроверяемые согласные?
3. Не уверен — спроси у учителя.
Или вот такая памятка, которая помогает учащимся правильно написать слова в предложении:
1. С какой буквы пишу слово?
2. Есть ли в слове приставка? Как приставки пишутся со словами?
3. Есть ли в слове другие орфограммы? Какие? Назови.
Очень нравится учащимся диктант с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с орфограммой. Это заставляет учащегося думать.
При комментированном письме с указанием орфограмм достигается высокий уровень самоконтроля, так как учащийся не просто фиксирует, а объясняет правописание. Считаю, что при орфографическом разборе ребенок прежде всего находит объект объяснения — орфограмму. Учащиеся не боятся ошибиться, закрепляют и повторяют ранее изученные правила.
Большие плюсы имеет письмо с проговариванием:
а) обеспечивает большой объем написанного;
б) аккуратность, красивое письмо;
в) практически полное отсутствие ошибок;
г) объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе.
Вначале проговаривает учитель, затем — сильные учащиеся, потом в работу включаются и средние, и слабые. Считаю, что проговаривание — своего рода предупреждение ошибок.
Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроизносимыми согласными, непроверяемыми гласными. Задача учителя — пробудить интерес школьников, помочь им полюбить трудные слова. Приведу несколько примеров, которые помогают учащимся лучше запомнить непроверяемые написания.
Словарные слова вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги. На каждом уроке провожу словарную работу, используя разные виды заданий.
Вот некоторые из них:
1. Запись слов под диктовку. Диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги.
2. Устная работа с помощью сигнального веера, на котором написаны гласные А, О, И, Е, Я. Называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.
3. Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам: 1 — с гласным А, 2 — с гласным О.
4. Выписать слова, отвечающие на вопросы “К т о?”, “Ч т о?”.
5. Выписать слова, в которых букв больше, чем звуков.
6. Выписать слова, в которых звуков больше, чем букв.
7. Выписать слова, в которых два слога.
8. Выписать слова на тему “Животные”, “Растения”, “Город”, “Школа”, “Огород”.
9. Дописать предложение: Весело чирикает … (воробей).
Отгадать загадки.
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко.)
10. Выписать слова с двойными согласными.
Это может быть картинный диктант. Ребята записывают слова, потом берут простые карандаши, меняются тетрадками, проверяют соседа по парте, оценивают работу. Также составляют словосочетания, предложения, ищут ошибки на карточках, на доске в словарных словах.
Провожу игру “Вершина славы”. На доске рисую горы, на которых записаны словарные слова. Необходимо “подняться” на гору. Малейшая ошибка — это “падение” с горы. Кто первый “добирается”, того записываю в книгу рекордов класса. Все очень стараются. Ребята знают, что повторять и запоминать словарные слова нужно всегда. Такая работа дает хорошие результаты.
Также использую тесты на уроках закрепления, обобщения и повторения изученного. После самостоятельного анализа учащимися теста провожу коллективное обсуждение. Обращаю внимание не на правильные ответы, а на то, почему другие ответы теста были неправильными. Учащиеся должны уметь доказать и то, и другое. Обучение тщательному анализу тестов необходимо для последующей работы с более сложными видами тестов, когда правильных ответов может быть два или три. Тесты состоят из 5 заданий, их выполнение не занимает много времени (3—5 минут).
Анализируя свою педагогическую деятельность, пришла к выводу, что использование различных видов упражнений по развитию орфографической зоркости благоприятно сказывается на грамотности учащихся, активизирует их мыслительную деятельность, вырабатывает навыки сознательного применения теории на практике. Благодаря такой системе работы учащиеся получают более обширную и прочную базу знаний. Разумеется, только систематическая работа на каждом уроке дает результаты в обучении грамотному письму. Учебный предмет “Русский язык” не пугает детей, на урок они идут с удовольствием. И в старших классах учатся стабильно, у них хороший запас знаний по предмету.
Алла ТАРАСЮК,
учитель начальных классов Потаповичского детского сада — базовой школы
Ивановского района Брестской области.