Урок музыки в школе направлен на усвоение учащимися комплекса музыкальных знаний, умений, навыков, формирование у них ценностного отношения к музыке и жизни, приобщению к разнообразным способам музыкальной деятельности, раскрытию творческого потенциала личности. Урок необходимо насыщать игровой деятельностью. В процессе игры ребенок познает окружающий мир, осознает, что музыка — это часть человеческой жизни, она передает чувства людей, их внутреннее душевное состояние.
На уроках музыки во 2 классе у учащихся формируются представления о средствах музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, тембр, регистр, динамика, ритм) и умения использовать эти средства выразительности в собственной музыкальной деятельности. Игровая деятельность оживляет работу на уроке, пробуждает активность, интерес к изучению.
В своей педагогической практике широко использую игру при проведении различных видов музыкально-художественной деятельности: слушания, пения, игры на инструментах, музыкально-ритмических движений. Она проводится в обстановке сотрудничества, доброжелательности, поддержки. Игры я подбираю с учетом возрастных особенностей учащихся, дидактических целей, исходя из особенностей класса, технического оснащения, музыкального материала, с целью предупреждения утомления младших школьников. В работе использую дидактические музыкальные игры и упражнения В.Д.Юркевич, технологию Т.А.Боровик, ассоциативные игры В.В.Ковалива.
Технология Т.А.Боровик включает художественно-дидактические игры, речевое и пластическое интонирование, ритмодекламацию под музыку, элементарную импровизацию. По этой технологии существует динамика игрового метода:
1 этап — включение ребят методом эха, зеркала в действо, осуществляемое учителем;
2 этап — подключение поисково-творческой задачи (сотрудничество в развитии сюжета, поиски новых способов, художественных красок воплощения роли);
3 этап — соревновательность в мастерстве, выразительности, новизне, оригинальности выполняемых игровых действий.
В.Д.Юркевич, создавая игры и упражнения, опиралась на материалы работ К.Орфа, Э.Жак-Далькроза, З.Кодая и др. Они направлены и на развитие специальных музыкальных способностей и формирование богатого воображения, нешаблонности мышления, критического взгляда на вещи, умения обобщать факты.
Правильно организованная игра вырабатывает у учащихся потребность в самостоятельности. Позже им можно поручить проводить драматические постановки, заниматься музыкально-просветительской деятельностью.
По методике В.Д.Юркевич, для проведения игровой деятельности необходимы следующие условия:
— физические — наличие материала (карточки, инструменты, предметы);
— технические — овладение навыками работы с материалом;
— социально-психологические — осознание ребенком того, что его творческие проявления найдут поддержку у учителя;
— интеллектуальные — создаются путем решения творческих задач.
Ассоциативные игры В.В.Ковалива развивают творческое воображение, фантазию, которые необходимы как для активного восприятия произведений музыкального творчества, так и в повседневной жизни человека. В ассоциативной игре присутствуют определенные структурные элементы: установка, игровые задачи, правила игры, игровые действия, результат игры. В результате использования ассоциативной игры развивается и умение передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений. Дети учатся распознавать и анализировать звуки окружающего мира, самостоятельно создавать звуковые произведения на заданную тему.
Предлагаю вниманию педагогов описание игр с рекомендациями по их проведению.
Мелодия
Игра “Эхо” (В.Д.Юркевич).
Цель: развитие координации между слухом и голосом.
Учащиеся становятся плотным кругом. Учитель — в кругу. Ученики по команде учителя закрывают глаза и ждут. Учитель становится тихо напротив одного из участников, задает звук. Ученик пропевает звук в унисон с учителем.
Игра “Представьте себе” (В.Д.Юркевич).
Цель: выработка правильного дыхания.
Игра включает в себя элементы пантомимы.
1 этап. Ученикам предлагается быстрым, коротким, сильным выдохом погасить пламя воображаемой свечи.
2 этап. Дуть на пламя свечи ровно и спокойно, чтобы оно не дрожало и не затухло.
Игра — речевое упражнение “У кого что внутри?” (Т.А.Боровик).
Задачи: развитие артикуляционной моторики, дыхания, гибкости голосового диапазона, понимание звукоизобразительности речи.
После знакомства с текстом ответить на вопросы, какими по цвету, темпу, настроению дети представляют себе звуки персонажей текста. Предлагают варианты имитации их голосом. Выключение голосов происходит постепенно, несинхронно.
У одуванчиков белых — взлеталка. (Сдуть воображаемый пух с ладоней.)
У мотоцикла — рычалка. (Крутящиеся движения кулачками, звук “трр”.)
У часов — спешилка. (Активное и четкое произнесение “тик-так” с покачивающимися из стороны в сторону указательными пальцами, изображающими стрелки часов.)
У девчонок — смешинка. (Слог “ха” в фальцетном регистре.)
У мышки — пищалка. (Слог “пи” тонко и быстро.)
У лошадки — ржалка. (Голос на фонеме “и” изображает ржание.)
У ветра — задувалка. (Два долгих выдоха.)
У каблучков — стучалка. (Цоканье языком.)
У носа — сопелка. (Тихонько шмыгать носом.)
У ежика — пыхтелка. (Проговаривание слога “пых” шепотом.)
У телефона — звонилка. (Вибрато губами “тпру-у-у”.)
А у солнца — светилка. (Каждый ребенок поет любой звук, кластерное пятно звучит продолжительно, чтобы дети пели свободно потом.)
Могут использоваться мимические картинки.
Ритм
Игра “Едем на лошадке” (Т.А.Боровик).
Это речевое рондо с аккомпанементом шумовых инструментов.
Задачи: развитие чувства ритма, выразительного речевого интонирования, голосовых данных (диапазона, гибкости, подвижности), накопление звуковысотных, динамических, тембровых представлений, развитие ассоциативно-тембрового восприятия и воображения.
Знакомство с текстом, подбор инструментов для изображения образов. Рефрен исполняется хором с ритмическим дублированием текста кем-то из детей (коробочки, бубенцы, погремушки).
Разучивается игра на двух уроках:
1. Речевое интонирование с пластическим показом образов в ритме всем классом методом эха, зеркала.
2. Инструментовка группами в выученном ритме, индивидуальная темброво-ритмическая импровизация.
Рефрен
Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой, гладкой. (Веселое произнесение с четким делением на слоги. Инструменты: коробочка, бубенцы.)
Эпизоды
Листья шуршат, тележка скрипит. (Произнесение первого мотива полушепотом, второго — скрипучим голосом. Легкие взмахи бумажных листов, трещотки.)
Дятел стучит “тук-тук”. Ветер шумит. (Отрывисто — про дятла, ветер — крещендо, фонематический кластер на звук “у”.)
Росинки сверкают, паутинка летает. (Мелодекламационное, легкое и прозрачное произнесение текста на фоне отдельных звуков металлофона, треугольника.)
Ходят, бродят лешачки, наступают на сучки. (Затаенное, вкрадчивое произнесение, прикосновение к целлофану, фольге.)
Ритмодекламация под музыку, импровизация с предметами “Кораблик” (Т.А.Боровик).
Крутится в луже кораблик забытый.
Ветром исхлестанный,
ливнем побитый.
Заливает палубу дождь и вода.
Не уплыть из лужицы ему никуда.
Но упрямо кружится кораблик забытый
С парусом разорванным,
с мачтой разбитой.
И хотя волнение стало сильней,
Верит, что кончится время дождей.
Что еще дождется он лучшей поры.
Кружится в лужице кораблик из коры.
(В.Лунин.)
Лад
Игра “Цвета” (В.В.Ковалив).
Для игры используются от 4 до 6 цветных карточек (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), которые раскладываются по классу. Дети выбирают цвет, наиболее соответствующий их внутреннему настроению на данный момент, и разбиваются на группы. Учитель просит участников игры:
а) по очереди голосом озвучить цвет, каким они его себе слышат;
б) зазвучать цветовой палитрой всей группой;
в) создать звуковое произведение, ритмически организовав его, чередуя звучание отдельных голосов, созвучий и целой группы инструментов.
Можно использовать и в работе над тембром.
Игра “Эмоции” (В.В.Ковалив).
Для проведения игры используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность и т.д.). Карточки раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать эмоции в движении или мимикой.
Темп
Игра “Паровоз” (В.Д.Юркевич).
1 вариант. Дети становятся паровозиком. Учитель дает сигнал. Звучит медленная музыка — дети двигаются медленно, ускоряется музыка — двигаются быстрее. Паровоз останавливается с окончанием музыки.
2 вариант. Дети двигаются под музыку. Объявляется остановка. Пассажирам предлагается погулять. Дети импровизируют под музыку (собирают цветы, ловят мотыльков, плетут венки и т.д.). Сигнал — поезд движется дальше.
Игра “Движения” (В.В.Ковалив).
Ведущий выполняет какие-либо движения, а класс пытается в красках, звуках, словах, используя ассоциации с уже знакомыми музыкальными произведениями, описать, нарисовать, озвучить характер этих движений. Другим вариантом игры является создание определенных движений после прослушивания звуков, созвучий, мелодий.
Динамика
Музыкально-двигательная игра “Деревья” (В.Д.Юркевич).
1 этап. Дети садятся на корточки. Звучит тихая музыка. С усилением динамики дети приподнимаются, с ослаблением — возвращаются в исходное положение.
2 этап. Ветер играет с ветвями деревьев. В зависимости от усиления и ослабления динамики дети двигают руками под музыку.
“Коллекция” (В.В.Ковалив).
Детям предлагается:
а) записать стук дождя: сначала — мелкого, маленького, затем — большого, после — шум дождя с градом;
б) расположить эти фрагменты в порядке усиления или уменьшения громкости звука.
Коллекционировать можно лай собак, телефонные звонки, шаги, шум машин и т.д.
Регистр
Игра “Разучиваем текст” (В.Д.Юркевич).
Игра со стихами (В.Д.Юркевич).
Тембр
Игра “Звуки вокруг нас” (В.Д.Юркевич).
1 этап. Дети прислушиваются к звукам на улице. Называют источники их происхождения.
2 этап. Дети прислушиваются к звукам в помещении. Называют их источники.
3 этап. Дети закрывают глаза. Учитель создает шумовые эффекты. Дети называют звуки в последовательности.
4 этап. Дети закрывают глаза. Учитель играет на музыкальных инструментах: треугольнике, бубне, ложках, фортепиано. Дети называют музыкальные инструменты.
“Слепой” (В.В.Ковалив).
Класс делится на две группы. Детям предлагается создать музыкальное произведение на заданную учителем тему (“Шорохи ночного леса”, “Шум улицы прошлого века”, “Заколдованный замок”, “Утро в деревне”, “Приближение грозы”, “В зоопарке”). Извлекая звуки из разных предметов, музыкальных инструментов, группа пытается передать заданный образ. Затем начинается исполнение по группам. Слушатели, закрыв глаза, пытаются определить, о чём идет речь в данной пьесе, какие образы хотели передать создатели пьесы, ее название.
Анализ уроков показал, что использование игры вызывает у учащихся заинтересованность работой, становится эффективным средством вовлечения их в процесс формирования представлений о средствах выразительности, умений использовать их в собственной музыкальной деятельности.
Лариса РАДИВИЛОВА,
учитель музыки средней школы № 18 Борисова.