Как добиться того, чтобы каждый учащийся действительно стал активным участником экспедиции открытий? На этот вопрос я нашла ответ, посетив в АПО лекции профессора кафедры педагогики и менеджмента в образовании, кандидата педагогических наук, доцента Николая Ивановича Запрудского на тему “Проектирование урока с использованием стратегий активной оценки”. А его книга “Современные школьные технологии 3” стала настольной не только для меня, но и для всех педагогов средней школы № 13 Слуцка.
Именно стратегии активной оценки стали для меня теми инструментами, которые уже 3 года являются главным средством повышения академической успешности учащихся, осуществления рефлексии деятельности на уроках русского языка и литературы.
Активная оценка позволяет осуществлять компетентностный подход на уроках русского языка:
— учит познавать (работать над общими учебными умениями и навыками, развивать вкус к исследовательской деятельности и овладевать исследовательскими умениями, формировать интеллектуальную и информационную культуру);
— действовать (использовать знания на практике, применять их к решению теоретических проблем; уметь справляться с различными ситуациями; развивать системное, критическое мышление);
— работать (стремиться к лидерству, т.к. лидеры — профессионалы; уметь организовать вокруг себя людей, уметь им сопереживать, быть готовым оказать помощь);
— жить вместе (принимать и понимать другого; формировать коммуникативную культуру);
— жить в ладу с самим собой (строить траектории собственного развития; формировать рефлексивную культуру).
Итак, начнем с рефлексии настроения и эмоционального состояния, без которых невозможно проектирование урока с активной оценкой.
Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, это способствует развитию мотиваций и центров саморегуляции.
Задача на этом этапе — создать такие условия, чтобы обучающиеся захотели обсуждать учебные материалы или свою деятельность. Эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации. Например:
Или выбирают фразы:
Анализ ситуации будущего занятия (входной контроль) я провожу всегда с помощью экспресс-диагностики, например:
Тест по теме “Имя существительное”
1. Укажите собирательные существительные:
а) скамейка; г) потоп;
б) толпа; д) пояс.
в) народ;
2. Укажите одушевленные существительные:
а) генералитет; г) пешка;
б) кикимора; д) бубна.
в) выставка;
Проектирование урока по методике “Активная оценка” невозможно без постановки обучающей цели и записи ее на языке учащихся.
Рефлексия в этом случае — не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности.
На уроке по теме “Имя существительное” (1 урок) планируется, что к концу урока я:
1) смогу находить имена существительные в тексте;
2) определять 3 морфологических признака существительных (род, число, падеж); 2 синтаксические функции (подлежащее, дополнение);
3) успешно выполню диагностический тест. (По ходу учебного занятия можно обращаться к цели на каждом этапе деятельности учащихся.)
Построение проблемного поля требует от учителя решения следующей задачи: создать проблемную ситуацию для осмысления учениками темы урока, определения задач деятельности, сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу, создать благоприятную эмоциональную атмосферу для работы на уроке.
Прием “Задачи” — один из самых эффективных на любом уроке, так как я предлагаю учащимся определить задачи, опираясь на ключевые слова:
Вспомним…
Сравним…
Научимся…
Создадим… (По ходу учебного занятия обращаемся к задачам и убираем их по ходу выполнения.)
Построить алгоритм работы на уроке помогают критерии оценки — “На что буду обращать внимание”. Можно создать шкатулку для разных видов деятельности.
Например, критерии пяти “П”. Ответ должен быть:
1. Правильным.
2. Полным.
3. Последовательным.
4. Примеры.
5. Пояснения к примерам.
На операционно-познавательном этапе деятельности на уроке по теме “Имя существительное” можно использовать и интеллектуальную рефлексию, которая предполагает осмысление процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий на операционно-познавательном этапе.
Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности, овладения учащимися понятиями предметного содержания урока, приобретения опыта применения соответствующих знаний и умений на практике.
Пример: деятельность на уроке будет успешной, если вы:
1) сможете находить существительные в тексте, помня о том, что оно обозначает предмет;
2) сможете назвать основные морфологические признаки (минимум 3);
3) будете знать 2 синтаксические функции существительного, приводить примеры.
(По ходу учебного занятия можно обращаться как к цели, так и критериям оценки.)
Нельзя обойтись и без ключевых вопросов. Это вопросы, которые показывают учащимся более широкий контекст темы; мотивируют выделять главную мысль, искать ответы, интересоваться учением.
Пример: справедливо ли утверждение Льва Васильевича Успенского, что “имя существительное — хлеб языка”?
К.Г.Паустовский утверждал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Так ли это?
Каждый урок русского языка — это и предоставление обратной связи учащимся как осуществление рефлексии деятельности. Четыре элемента, наиболее часто используемые на уроке русского языка:
— определение и выделение положительных элементов в работе ученика [++];
— обращение внимания на то, что ученику желательно улучшить или над чем поработать дополнительно [-];
— подсказки, как ученик может улучшить свою работу [∆];
— подсказки, в каком направлении ученик должен работать дальше [].
Обратная связь неотделима от критериев оценки.
Метод взаимооценки и самооценки позволяет стать учащимся активными участниками образовательного процесса. Самооценка позволяет найти ответ на вопрос “Что я знаю и над чем мне еще надо поработать?”. Данные методы способствуют рефлексии, дают возможность осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, искать наиболее рациональные. Этот вид рефлексивной деятельности использую на этапе проверки домашнего задания. Его применение в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Урок по методике активной оценки невозможен без выходного контроля, который помогает осуществлять рефлексию деятельности. При проверке усвоения знаний я часто использую методику “Катер” (для выявления проблем и способов их решения). Например: возьмите катер. Подумайте и напишите на якорях те проблемы, которые мешают катеру отправиться в плавание. Презентуйте полученные результаты.
Очень нравится учащимся рефлексия “Я завтра. Я сегодня”.
Я сегодня | Варианты ответа | Я завтра | Варианты ответа |
открыл, | что… | смогу | найти… |
узнал, | как… | создам | текст… |
понял, | как… | освою | приемы… |
увидел, | что… | определю | алгоритм… |
осознал, | что… | займусь | теорией… |
выяснил, | как… | исследую | особенности… |
Пришла к выводу, что использование активной оценки в осуществлении рефлексии деятельности учащихся на уроках русского языка — важнейшее условие эффективного обучения, роста качества знаний (средний балл по учебному предмету “Русский язык и литература” по итогам 2018/2019 учебного года равен 7,54).
Татьяна СЕЛЬВАНОВИЧ,
учитель русского языка и литературы средней школы № 13 Слуцка.