Какими мы воспитаем учеников, кем выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить? Какую жизненную позицию они займут: будут ли пассивными созерцателями, то ли просто хорошими исполнителями, или людьми активными, думающими, способными преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему? Это зависит от нас, учителей. Ведь личность учителя проецируется на детей.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его деятельности: в идеологической, политической, экономической, культурной. С раннего возраста искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем — воспитываться в школе. И, естественно, общество играет немаловажную роль. Ведь от того, в каком окружении находится человек, зависит многое. Вспомним, как наша страна празднует дни победы в Великой Отечественной войне, как относятся в эти дни к ветеранам: их стараются окружить вниманием и уважением. Жаль, что этим вниманием и заботой ветеранов окружают не каждый день.
Золотая формула народной педагогики гласит: “Без памяти нет традиции, без традиции нет культуры. Без культуры нет воспитания, без воспитания — духовности. Без духовности нет личности, без личности — нет народа!”. Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие — это слово, художественная речь, книга. Нельзя отрицать также огромную роль в учебно-воспитательной работе простого, умного и сердечного слова учителя, так как слово учителя — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника.
Мы, учителя, не должны превращать изучение литературы в способ приобретения только знаний. Надо задуматься, каким требованиям должен отвечать современный урок литературы, чтобы действительно способствовать воспитанию патриотических чувств у юных граждан. У П.П.Блонского есть замечательная мысль: “Овейте душу ребенка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нем самоотвер¬женное нежное сердце. Побольше рассказов о героях народа, побольше поэзии. Как не хватает нам этого на уроках литературы… Важно каждому из нас ощущать себя частицей живущего во времени человечества. Но, наверное, самое главное и самое трудное — участвовать в развитии общества с учетом дыхания прошлого и настоящего”.
Учитывая огромные возможности художественной литературы, учитель-словесник может вовлечь обучающихся в процесс самовоспитания на примере личности положительного героя, обнаруживая перед ними: из чего складывается процесс принятия человеком жизненной цели; в чем заключается самоанализ современного поступка и линии поведения; какое место в жизни имеет нравственный выбор; какую роль может сыграть нравственный образ, которому следует человек.
Моя задача на уроках литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы в размышления о смысле существования человека в обществе, об его ответственности за свое поведение.
Я остановлюсь на некоторых произведениях, при изучении которых необходимо уделить внимание гражданскому воспитанию учащихся. Основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении “Слова о полку Игореве”, — горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения. На уроке можно провести мини-исследование: выделить отрывки из произведения с последующим комментированием на определенные темы: как построен рассказ о походе Игоря? Как вы думаете, зачем введены в текст лирические отступления: “золотое слово” Святослава, обращение к князьям, плач Ярославны? Что общего во всех откликах на поход Игоря? Кого из героев можно назвать защитником Земли Русской? Каков идеал автора? Сделать вывод по мини-исследованию: каждая часть дает возможность увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек зрения.
Огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории. Изучая стихотворение М.Ю.Лермонтова “Бородино”, провожу исследовательскую работу в группах. Первая группа выясняет, как отразились исторические факты в стихотворении. (Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, в основу стихотворения положены реальные исторические факты.) Вторая группа должна найти доказательства, что в тексте есть вымысел, используя вопросы: 1. В чем заключается правда истории в стихотворении? (Эпизоды Бородинского боя.) 2. Мы имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел, а где, по-вашему, в стихотворении вымысел? Мог ли знать Лермонтов о настроении, мыслях, чувствах героев или мог только догадываться? (Мог только догадываться, предполагать, так как сам он не мог быть участником и очевидцем тех событий.) 3. Как изменилось настроение воинов, когда “нашли большое поле”? 4. С каким настроением бойцы произносят клятву верности? (Вывод: в стихотворении автор передает настроение героев и мы переживаем его вместе с ними.)
Третья группа должна выяснить, является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой, так как М.Ю.Лермонтов не дает описания рассказчика. (Вывод: главный герой стихотворения — рассказчик, старый солдат — остается безымянным. Мысли и чувства старого солдата — это мысли и чувства всего народа.)
Четвертая группа находит средства художественной выразительности в тексте. (Выводы: метафоры (звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел); сравнения (французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди); ассонанс (повторение звука у создает образ пролетающего ядра); инверсия (носились знамена, смешались в кучу кони, люди; изведал враг в тот день немало); риторические восклицания (Ну ж был денек! Вам не видать таких сражений! Наш рукопашный бой!); лексические средства (глаголы двинулись, промелькнули, носились, смешались, пролетали).
Главным при анализе стихотворения являются ответы на вопросы: “Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: “Ребята! Не Москва ль за нами?”.
Подведение итогов урока: Определите роль Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года. С какой целью М.Ю.Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения? Можно ли сегодня говорить об актуальности звучания строк, написанных почти два века назад? Что важнее для автора — передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы? Мы увидели картины и услышали звуки страшного боя. Они донеслись к нам из XIX века. Давайте оценим это сражение, подобрав прилагательные-эпитеты к слову битва: Б — Бородинская, И — историческая, Т — трагическая, В — великая. А победил в ней солдат — простой народ!
Любовь к родной природе — одно из проявлений любви к Родине. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, рек и озер.
С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А.Некрасова “На Волге”, И.А.Бунина “Косцы”, К.Г.Паустовского “Мещерская сторона”, М.М.Пришвина “Кладовая солнца” и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А.Блока, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева и других.
В.А.Сухомлинский писал: “Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины”.
Самое главное — необходимо подвести к пониманию, что место, где мы родились и живем, — частица большой Родины — Беларуси. Важно показать уникальность малой родины, помочь увидеть ее неповторимость и красоту.
Итогом такой работы являются стихотворения, которые сочиняют учащиеся. Вот одно из них:
Мой поселок
(Дмитрий Самоховец, 6 класс)
На западе страны моей родной,
Вблизи известной пущи Беловежской,
Такой красивый, чистый и большой
Раскинулся поселок Беловежский.
Здесь дышится свободно и легко,
Здесь в зелени дворы и переулки.
И от улыбок жителей тепло,
И так манят вечерние прогулки!
Сады и клумбы в каждом здесь дворе.
За красоту, уют и мир мы все в ответе.
А уж какое тут раздолье детворе!
Счастливей нет детей на белом свете!
И не нужны чужие мне края:
Ни пальмы, ни пески, ни моря всплески,
Ты — маленькая родина моя,
Любимый мой поселок Беловежский!
Большой раздел литературы XX века посвящен произведениям о Великой Отечественной войне. А победа в Великой Отечественной войне — одно из самых значительных событий XX века, а для ветеранов это негаснущая память сердца. И ради нее необходимо донести до молодого поколения и горечь потерь, и величие народного подвига.
При изучении повести В.Богомолова “Иван” поднимается проблема подростка и войны. Урок-дискуссию начинаю с вопросов: какие ассоциации возникают у вас со словом война? Что она порождает? Что в вашем понимании значит совершить подвиг? Кого можно назвать патриотом своей страны? Объясните значение слова “патриотизм”.
Обращаемся к словарям Ожегова и Даля. Делаем вывод. Итогом урока является творческая работа: составить синквейн со словом патриот.
Когда изучаем повесть Б.Л.Васильева “А зори здесь тихие”, провожу урок в форме ролевой игры. (Урок начинает мальчик, одетый в военную форму. По мере представления выходят девочки в гимнастерках, пилотках, сапогах. Они читают монологи — обращения к героиням.) Эта небольшая повесть не может оставить равнодушными ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа. Домашнее задание: написать сочинение “Не для войны рождаются девочки”.
Судьба Родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А.Шолохова “Судьба человека”. Стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству — эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Предлагаю учащимся представить себя на месте героя, посмотреть на жизнь его глазами, почувствовать то, что он пережил.
На заключительном этапе провожу творческую работу, которая рождает чувство сопричастности ребят к событиям далекого прошлого, привлекает опыт ученика и делает такой урок личностно ориентированным. Ребята пишут письмо от имени Андрея Соколова нынешнему поколению.
Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство — желание оберечь родную землю, свое гнездо, чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.
Мы, учителя, не должны превращать изучение литературы в способ приобретения только знаний. Надо задуматься, каким требованиям должен отвечать современный урок литературы, чтобы действительно способствовать воспитанию патриотических чувств у юных граждан.
Латинская пословица гласит: “Учат слова, но увлекают примеры”. Считаю, что учителю под силу провести такие уроки и внеклассные мероприятия, чтобы у некоторых ребят на глазах выступили слезы, чтобы они запомнились на очень долгое время и заложили основу для дальнейшего воспитания чувства патриотизма. Как показывает практика, особенность нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты. А прорастают они не скоро, не вдруг. Но если после наших уроков и мероприятий учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и к окружающим людям, то мы можем считать свою задачу выполненной.
Светлана РОГОЖИНА,
учитель русского языка и литературы Беловежской средней школы Каменецкого района Брестской области.