Вакцина от бездуховности

Печальная картина: идет урок литературы, а прочитавших произведение у учитель и несколько учащихся.

Где мы сдали свои позиции? Проиграли сами по себе? Или время выбивает нас из седла? А может, как в одной притче:

“Человек, написав мудрую книгу, понес ее людям. “Возьмите, люди, прочтите… и вы познаете счастье”. Но люди не прочли книгу Мудрости и продолжали жить по-прежнему.

“Люди, я дал вам мудрость, которая могла научить вас жить и постичь счастье…”

“…мы — нормальные люди, которые всегда хотят есть, пить, спать и просто жить без умственных потуг. Нам хорошо, и мы ничего менять не будем”.

Не так ли рассуждают многие “невзрослые” взрослые и многие сегодняшние ученики?

ХХІ век дает возможность большинству не слишком напрягаться интеллектуально: практически все заимствуется из интернет-ресурсов. Используется готовый материал, не требующий ни умственных, ни душевных затрат. Срабатывает принцип экономии сил. Не работают рычаги, заставляющие переосмысливать информацию, не говоря уже о своих делах, поступках. Как утверждал И.Кант, “имей мужество использовать собственный ум”. Этому мужеству следует учить в школе и дома. И еще. Тренировка для ума — это лекарство для души.

Время школьного обучения — время становления человеческого духа.

Человек является на Землю не только для того, чтобы насытить желудок, найти развлечения (иногда сомнительного свойства), приобрести как можно больше вещей, натренировать тело… Это было бы очень примитивно.

Сегодня много разговоров и споров о том, что роботы скоро вытеснят человека. Действительно, станет ли машина человеком? Чем это грозит человечеству? Наверное, самое страшное, если человек станет машиной.

Человеческое тело — приют для человеческой души. А какое ей место нужно отвести? Что ей (душе) делать? Необходимо учиться, усваивать законы нравственности, чтобы впослед­ствии избежать многих ошибок, несчастий и мук. Ведь мы — люди.

Человеческой душе тоже нужна пища, притом пища здоровая. Идеи добра и благородства передаются так же, как и чужеродные идеи, через слово. Поэтому слово учителя литературы должно быть “теплое, как хлеб” и “страстное, как огонь” (В.Федоров). Такое слово уже не просто средство коммуникации, это уже пища для размышления. Оно будит воображение, порождает эмоции. Появляется включенность в языковое пространство. Наша задача, учителей литературы, — научить школьника понимать слово, различать смыслы, приобщать к искусству интерпретации. Без понимания книга — вещь, как и многое другое, что занимает место в определенном пространстве. Тогда книга — мертвый груз, а не сокровищница культуры.

Культура — это нравственный опыт поведения и отношение к высшим ценностям, это уважительная память о прошлом. Художественная литература — важнейшая составляющая культуры.

Сегодня существует расхожее мнение, что часы литературы можно сократить, дескать, детям сложно читать, а тем более понимать Толстого, Достоевского и т.д. Учащиеся перегружены, они устают. Конечно устают, так как у большинства день неупорядочен, знания отрывочные, нет умения сосредоточиться, мобилизоваться, ведь привыкли к мельканию на экране.

Информации много, а результат плачевен: у большинства есть полузнания и образование очень среднее.

Сегодняшнему времени под стать человек сложный, рефлексирующий. Живем в цифровой реальности, и это хорошо, удобно. Однако надо суметь сохранить высокий интеллект, живую душу и не растерять культурный код. Здесь велика роль гуманитарных дисциплин: литературы, истории, языков. Гуманитарные знания помогают ребятам прийти к общечеловеческой системе координат. Оттачивая мысли и чувства, мы преображаемся и внутренне, и внешне. Это происходит, когда слушаем хорошую музыку, бываем в музеях, читаем замечательные книги. Таким образом мы учимся думать по-иному, воспринимать по-иному людей и окружающий мир.

Роботам искусство не нужно, а людям — необходимо. Оно дает возможность человеку постичь многогранность мира, увидеть его в красках, многое понять в себе.

Урок литературы — особый предмет в системе школьных предметов, так как это вид искусства. Тогда каким должен быть урок искусства? Ярким, увлекательным, содержательным. А вот и ключевые слова: личность, увлеченность, вдохновение. И как сказал Р.Кено:

Немного звезд, немного перца,

Кусочек трепетного сердца.

И на конфорке мастерства

Прокипятите раз и два.

И много-много раз все это…

У урока литературы особая специфика: учитель не может содержательно говорить о смысле жизни, о духовных ценностях, если у учащихся нет к нему высокой степени доверия. Учителю литературы, кроме профессиональных знаний, нужен особый магнетизм, чтобы за ним шел ученик. Только тогда художественный текст обретет живую силу и зазвучит современно, несмотря на время написания.

Однако талантливой литературе нужен талантливый читатель, а не читальщик (смотреть словарь В.И.Даля). Читать и читать грамотно — это разные вещи.

Художественный текст требует рефлексии, размышления, осмысления человеческого опыта, так как это часть общей культурной памяти. Грамотное чтение классической литературы — прививка от цинизма, пошлости и безвкусицы.

Урок литературы должен быть как спасительный костер во тьме: и волшебно, и тепло, и вовремя. И обязательно нужно подбрасывать “хорошие дровишки” (идеи), чтобы костер грел и спасал души.

Читая и обсуждая художественные тексты с ребятами, мы изучаем не литературу саму по себе, а жизнь, человеческие судьбы, изображенные в ней. На уроке литературы есть возможность говорить с ребятами в доверительной обстановке о чести и бесчестии, о милосердии и эгоизме, о мужестве и трусости. Растущий человек должен понимать, где истина, где добро, где зло.

Человек так устроен, что не может он творить зло безнаказанно и безболезненно.

За что жестоко поплатился пушкинский Германн? За алчность, ведь вовсе не беден. За ложь и цинизм. Готов притворяться влюбленным, сделаться поклонником безобразной старухи. Сила “золотой лихорадки” оказывается губительной для человека, так же как и необузданное тщеславие. Безумие — страшная расплата.

Раскольников еще не совершил преступления, а уже не находит покоя его душа. Утеряна граница между добром и злом: “помутилось человеческое сердце”. А совесть не дает покоя, мучит…

Свидригайлов, в отличие от Раскольникова, не терзает себя, так как развращены в нем и дух, и тело. Ему нет дороги к свету, к раскаянию.

А господин из Сан-Франциско? Счастлив, доволен жизнью, чувствуе­т себя хозяином, имеющим право пользоваться всеми радостями жизни”… Он уверен: жизнь устроена так, чтобы другие заботились о комфорте ему подобных. Но, оказывается, все иллюзия. Хозяин положения в один миг превращается “в тело, которое умчали куда подальше”. Тогда смысл жизни в чем?

А Берлиоз, фантастическим образом оставшийся без головы?.. Когда же он ее лишился? Когда его переехал трамвай? Оказывается, гораздо раньше. Вся его жизнь является тому подтверждением.

Причина всех этих человеческих трагедий — нарушение нравственных законов (“грех без казни не бывает”).

Как сказал А.И.Солженицын, “граница между добром и злом проходит через каждое человеческое сердце”. Человек волен выбирать свой путь. Существо духовное делает выбор в пользу добра.

В повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка” мы видим формирующую­ся личность главного героя — Петра Гринева. Он прошел тройную проверку нравственных качеств: на честность (эпизод с Зуриным), на доброту (отношения с крепостным Савельичем). “Друг ты мой, Архип Савельич, — сказал я ему. — Не откажи, будь благодетелем… не буду спокоен, если Марья Ивановна поедет в дорогу без тебя… Я надеюсь на тебя”. В дни пугачевщины Гринев предстает как человек долга, чести, отваги.

Соня Мармеладова, неся свой тяжкий крест грешницы, сумела понять Родиона Раскольникова, “его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие”. Сострадание, милосердие, долготерпение ее любящего сердца — спасение и поддержка для “ослепленного и неверующего”.

Ребятам очень важно понять, что сочувствие, любовь, желание помочь другому бескорыстно — вот движущие силы человеческих отношений.

Любовь… Можно любить день именин, сестренку, азартные игры, любить покушать… А можно любить “святой, чистой, вечной любовью… неземной”. “Никакие жизненные удобства, ра­счеты и компромиссы не должны ее касаться”. Так самозабвенно, бескорыстно любил княгиню Веру телеграфист Желтков (А.И.Куприн “Гранатовый браслет”). Сила неземной, благоговейной любви сумела задеть сердце княгини. “Этот мертвец со смешной фамилией Желтков” помог княгине Вере открыть в своей душе нечто высокое и потаенное: любовь наивысшее проявление человеческого духа.

“Любовь — чистое, живительное, духовное состояние, как вода, без которой человек существовать не может. Н — земное начало любви, плот­ское, животное ощущение. О — не всем известная духовность. Как бы много не было Н — воды не будет без О” (Ю.Троицкий).

Любовь, как и красота, загадка природы. Главное — уметь разглядеть ее, научиться хранить в душе миг удивительного озарения. Тогда может произойти невероятное, как с учителем Тяпушкиным — героем рассказа Г.Успенского “Выпрямила”. Писатель передал миг духовного пробуждения героя, созерцавшего в Лувре Венеру Милосскую. “Я стоял перед ней, смотрел на нее и непрестанно спрашивал себя: “Что такое со мной случилось?”. Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня”.

Человеческое общество — сложный организм, сложная система, в которую нужно встроиться сегодняшним мальчикам и девочкам и не потеряться. Читая хорошие книги, серьезные, сложные, сегодняшний школьник должен войти в мир как человек разумный, а не как человек растерянный. Человек растерянный напоминает человека без памяти. Он дезориентирован: куда поведут, туда и пойдет. А ведь картина мира очень зависит от того, чьи глаза смотрят и что за мозг обрабатывает информацию.

И ни к чему эти разговоры о том, что ребятам нужна только современная литература. Конечно, нужна. И нужно предлагать им такое чтение. Но пренебрежительное отношение к классике, как и формальное преподавание литературы, возводит покосившееся здание без фундамента.

Тонино Гуэрра, великий сценарист, прозаик, поэт, говорил: “Пройти мимо классической литературы — пройти мимо Вселенной”.

Лев Толстой, педагог, к делу преподавания относился как к искусству. И действительно, увлечь словом может лишь тот, кто увлечен сам, кто способен помочь ребятам понять глубинные пласты произведения и кто способен научить чувствовать особый аромат слова. А это уже сродни искусству.

Если из урока в урок у ребят включены эмоции, внимание, память, есть живой интерес, тогда учеба в радость. Хотя учеба, как и жизнь, постоянное преодоление и труд. Именно в труде, в учебе и в постоянном преодолении себя формируется человеческая личность.

В противовес “агрессивной бездуховности” (от этой болезни врачи не лечат) — книга. Книга — вещь сакральная. А хорошие уроки литературы должны быть уроками нравственного здоровья, где постоянно есть инъекции добра, красоты, высоты человеческого духа, где вырабатывается культурный иммунитет.

Людмила КАЦНЕЛЬСОН,
учительmрусского языка и литературы средней школы № 34 Витебска.