Подготовка к урокам по биографии писателей всегда для учителя является трудной. К.Чуковский как-то заметил, что часто в школе писатели, “эти сложные творческие индивидуальности, становятся похожими на воробьев: все серенькие, все чирикают…”.
Учителю-словеснику необходимо вызвать интерес к личности писателя, помочь читателю увидеть автора на страницах произведений. Но как этого достичь? Изложение “голых фактов” требует от учеников только запоминания, заучивания, но не вызывает размышления, не учит творчеству. Факты апеллируют к разуму школьников, а не к их чувствам, не вызывают сопереживания, без чего не мыслится “человековедение”, ведь литература должна “чувства добрые” пробуждать. А эта цель достигается лишь при эмоциональности урока, чему способствует использование различных материалов и источников.
Педагог-новатор Е.Н.Ильин замечает: “Ребята внимательны и активны, когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… Важно, чтобы с учениками разговаривал “живой”, а не “гипсом холодеющий писатель”.
У Ильина каждый урок — спектакль. Но не каждый учитель может воспользоваться его рекомендациями, поскольку для этого нужны и определенные личные качества педагога, и высокая степень подготовленности класса. Опыт Ильина не должен служить примером для слепого копирования, но творческий учитель, несомненно, найдет чему поучиться у этого мастера.
Главное в методике Ильина — “яркая деталь”. А не может ли такой деталью стать письмо? Ведь именно письмо, умело использованное на уроке, поможет “оживить” “гипсом холодеющего писателя” и способствовать яркому восприятию его личности, вызвать сопереживание. Может быть, письмо и есть ключ, способный распахнуть душу ученика? Письма — это документы, в которых автор сам рассказывает о своей жизни, творчестве, о духовных исканиях, поэтому они оказывают большое эмоциональное воздействие, имеют воспитательное и образовательное значение.
Наблюдения, проведенные нами в течение ряда лет в школах на уроках, посвященных жизни и творчеству писателей, показали, что письма не нашли широкого применения при изучении литературы.
Сфера применения эпистолярного наследия русских писателей в школе чрезвычайно обширна. Письма могут быть использованы как на уроках (при изучении обзорных тем, биографии писателей, анализе художественных текстов), так и во внеклассной работе (при проведении литературных вечеров и гостиных, в научно-исследовательской работе учащихся, в интегрированных мероприятиях при осуществлении межпредметных связей).
Включение “почтовой прозы” в урок способствует достижению следующих целей:
1) образовательной:
— писатель предстает неповторимой многогранной личностью с богатым внутренним миром;
— литературное произведение воспринимается не только как образное отражение действительности, но и как проявление духовной жизни конкретного человека, что позволяет определить авторский замысел, идею и др.;
— нестандартная форма получения новых знаний способствует прочности их усвоения;
2) развивающей:
— формируется логико-мыслительная, рефлексивная и коммуникативная культура школьников;
— развиваются общеучебные умения и навыки учащихся, навыки научно-исследовательской работы;
3) воспитательной:
— формируется культура чувств школьников;
— создается ситуация, способствующая осознанию и восприятию “вечных ценностей”;
— обогащается жизненный опыт учащихся через соприкосновение с личностью великого человека, с его исканиями, тревогами, радостями.
Способы включения писем в урок зависят от темы урока и его места в тематическом разделе, от формы проведения и структуры урока, а также от степени подготовленности класса к деятельности по анализу эпистолярного наследия писателя в контексте его жизненного и творческого пути. Между тем можно порекомендовать некоторые способы включения писем или их фрагментов в урок или внеклассное мероприятие:
1. Учитель рассказывает о каком-то событии и в подтверждение своих слов зачитывает или предлагает учащимся прочитать строки письма.
2. Звучат строки письма, а ученикам предлагается поразмышлять, увидеть проявление личности автора.
3. Дается подборка писем разных лет или определенного периода, учащиеся определяют, как изменилось мировоззрение писателя или какие ценности он пронес через всю жизнь.
4. Строки из письма учащиеся соотносят с каким-то периодом жизни автора, подтверждают фактами из его биографии.
5. При изучении художественного текста предлагаются строки из писем, позволяющие провести параллели между произведением и жизнью писателя, его исканиями.
6. Строки писем предлагаются для осмысления в качестве домашнего задания.
7. Привлечение учащихся к исследованию эпистолярного наследия писателей может осуществляться при предварительной подготовке к уроку или составлении сценария литературного вечера. При этом создаются творческие группы, которые в течение продолжительного времени (от двух недель до месяца) готовят тематическую подборку писем, например: “Физический труд в жизни Л.Н.Толстого”, “Л.Н.Толстой — писатель”, “Нравственные искания Л.Н.Толстого” и др.)
Цитаты из писем могут быть записаны на доске или на плакате, могут демонстрироваться при помощи компьютера или проектора, в виде слайдов, предлагаться на карточках, оформляться в виде стенной газеты, стенда и т.д. Замечательно, если эта работа проделана вместе с учениками, если школьники включены в поиск нужного материала, что способствует своеобразному “погружению” в эпоху и личность писателя.
При включении фрагментов “почтовой прозы” писателей в урок и внеклассное мероприятие целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:
1) письма должны органично вплетаться в ткань урока, подчиняться общей цели;
2) необходимо выбрать яркие строки, способные увлечь слушателей, вызвать сопереживание;
3) исполнение фрагментов “почтовой прозы” должно быть на самом высоком уровне (учителю следует позаботиться, чтобы чтение писем было выразительным, эмоциональным, ярким);
4) чтение каждого письма должно сопровождаться размышлениями, обсуждением, высказыванием школьниками своего мнения;
5) нельзя ничего упрощать, обходить острые углы, затушевывать противоречия и сложности мировоззрения писателя;
6) чтение писем может сопровождаться звучанием музыки, демонстрацией слайдов, фотографий, репродукций картин, что усилит эмоциональное воздействие на школьников.
Для определения результативности использования эпистолярного наследия русских писателей на уроках и во внеклассной работе было проведено анкетирование в четырех классах: в двух 6-х классах при изучении тем “А.С.Пушкин. “Няне” и “А.С.Пушкин. “Мой первый друг, мой друг бесценный…”; в двух 10-х классах при изучении темы “Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь” (причем в экспериментальных 6 “В” и 10 “Б” классах использовались на уроках письма, в контрольных 6 “А” и 10 “А” не включалось в уроки эпистолярное наследие писателей). Также было проведено анкетирование среди трех групп десятиклассников: учащихся, принимавших участие в подготовке литературного вечера “Л.Н.Толстой: “…и так радостно приближение работы…” (с использованием эпистолярного наследия писателя); учащихся, присутствовавших на данном литературном вечере; школьников, не принимавших участие в вечере.
Анализ анкет показал, что учащиеся классов, в которых на уроке использовалось эпистолярное наследие А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого, получили более прочные знания, в ответах проявили большую эмоциональность, выразили собственное мнение. Личность писателей предстала перед школьниками более многогранной.
Десятиклассники, принимавшие участие в подготовке литературного вечера “Л.Н.Толстой: “…и так радостно приближение работы…”, как показало анкетирование, наиболее полно представили себе значение труда в жизни великого писателя.
Среди ответов учащихся 10 класса, в котором использовались на уроке письма Л.Н.Толстого, есть строки, проникнутые лиризмом, личным отношением ученика к писателю. Например, такие:
“Для Льва Толстого характерны постоянные поиски справедливости, как в обществе, так и внутри себя. Это не может не вызвать уважение”. (Алексей Л.)
“Толстого всю жизнь отличало умение работать, требовательность к себе, к своим произведениям. Именно эти качества вызывают мое восхищение. Это позволило Толстому стать великим”. (Светлана Д.)
“Трудно представить, что граф пахал землю, косил, даже тесто для пирогов готовил! Он не представлял свою жизнь без работы — физической, а при этом еще и титанически трудился над произведениями!” (Игорь Н.)
В некоторых ответах учащихся чувствуется непосредственное влияние писем Л.Н.Толстого, например: “Толстой всю жизнь рвался, искал себя, а когда у него что-то не получалось, он опять начинал сначала. И так всю жизнь”. (Мария Г.) (Параллель с письмом “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость”).
Работа с “почтовой прозой” в школе будет успешна при ее системности, при постепенном введении педагогом фрагментов писем русских писателей в уроки русской литературы, начиная эту работу с 5—6 класса и увеличивая объем материала к 9—11 классам, при этом не оставляя школьников сторонними наблюдателями, а вовлекая их в деятельность по исследованию эпистолярного наследия писателей.
Обращение к письмам русских писателей не должно ограничиваться рамками уроков по биографии, целесообразно продолжить эту деятельность на уроках по изучению творчества. Также одним из условий эффективности этой деятельности является использование эпистолярного наследия русских писателей во внеклассной работе по русской литературе.
Главное, на наш взгляд, в разработке уроков и внеклассных мероприятий с использованием эпистолярного наследия писателей — совместное творчество педагога и учеников.
Наталья ЧЕРКЕС,
учитель русского языка и литературы средней школы № 1 Скиделя Гродненского района,
лауреат VI Международного Пушкинского конкурса для учителей стран СНГ и Балтии.